На заседании коллегии Министерства финансов 25 марта 2008 г. руководитель Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) Николай Сивульский сообщил, что его ведомство намерено проверить работу Государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзализныця». По его словам, также осуществляется проверка деятельности компаний «Нафтогаз Украины» и «Энергоатом».
В этой ситуации целью проверки может оказаться поиск «крайних» за просчеты в работе. На больших госпредприятиях эта практика широко распространена, особенно в обстановке частой смены руководства. Каждый следующий руководитель предпочитает доказать с помощью КРУ, что во всех нарушениях «виноваты» его предшественники.
Положение «осложняется» еще и сменой руководства в самом ГлавКРУ. В декабре 2007 г. Кабмин уволил руководителя ведомства Петра Андреева, назначив вместо него Н.Сивульского. Это значит, что желание «отличиться» присутствует не только у руководства «Укрзализныци», но и у проверяющей стороны.
В декабре 2006 - январе 2007 г. ГлавКРУ уже проверяло деятельность «Укрзализныци». Тогда было заявлено о финансовых нарушениях в отрасли на сумму более 2 млрд. грн. При этом, хотя проверялся период 2005-2006 гг., в акте проверки были приведены эпизоды, относящиеся к 2004 г., в частности, известная история с проведением фиктивных аэрофотосъемок.
Самыми резонансными «проколами» в деятельности «Укрзализныци» в 2007 г. можно считать срыв программы закупок вагонов и внедрение лизинговых схем обновления подвижного состава. Всего железными дорогами было получено техники на 2,3 млрд. грн., в финплане на этот год предусмотрено выделение еще 2,53 млрд. грн. При этом, по убеждению нынешнего руководства УЗ, ставка по заключенным лизинговым договорам (17% годовых) значительно завышена. Можно предположить, что при проверке структуры с миллиардными оборотами и сотнями подчиненных разнопрофильных предприятий найдутся и другие, менее серьезные просчеты. Так, по информации Н.Сивульского, в ходе проверок «Нафтогаза Украины» выявлены нарушения на сумму около 1 млрд. грн., допущенные предыдущим руководством компании.
Таким образом, грядущая проверка пришлась для нынешнего руководства монополии весьма кстати. Ведь в случае, если КРУ докажет, что имеющиеся лизинговые договора противоречат нормам действующего законодательства, их можно будет с легкостью разорвать. А если будет сделано заключение только о том, что эти сделки заключены с ущербом для госадминистрации, то вина полностью ляжет на предыдущих руководителей УЗ.