Конвенция Эспоо: Румынии придется отчитаться за Дунай

Украине, наконец-то, удалось переломить негативные тенденции в деле защиты национальных интересов на международном уровне. Одна из международных структур - комитет Конвенции по оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте ЕЭК ООН (Конвенция Эспоо), на своем заседании в Женеве признал, что Румыния нарушает положения данной конвенции, при дноуглубительных работах на своих каналах в дельте Дуная, ущемляя при этом интересы Украины.

После соответствующего обращения украинской стороны, представители Комитета готовят собственное расследование, и в ближайшее время следует ожидать достаточно серьезные выводы в отношении Румынии. На пресс-конференции, 23 сентября, посол по особым поручениям МИДа Украины Алексей Шовкопляс, заявил о том, что украинская сторона серьезно подготовилась к этому процессу. На протяжении последних нескольких лет велся мониторинг работ румынской стороны по Сулинскому и Святогеоргиевскому каналах. Особое внимание уделялось дноуглубительным работам и укреплению берегов. Мониторинг показал, что за последнее время эти работы привели к существенному перераспределению водного потока в устье Дуная в пользу каналов Румынии.

Напомним, что эта страна имеет три судоходных канала в дельте Дуная и строит четвертый. Такие действия уже привели к значительному изменению распределения водостока в пользу наших соседей и обмеления украинской части дельты. Этот процесс оказывает несравнимо более сильное трансграничное влияние, чем дноуглубительные работы на морском подходном канале к украинскому гирлу Быстрому. Основная проблема заключается в строительстве, со стороны Румынии, специальной струенаправляющей дамбы, на мысе Измаильский Чатал. Если в начале прошлого века сток Дуная распределялся между Килийским (украинским) и Тульчинским (румынским) рукавами в отношении 7 к 3, то сейчас уже средний поток воды в украинских рукавах упал на треть, и составляет порядка 50% от стока Дуная. Украинская сторона неоднократно обращалась к румынской по поводу негативного влияния строительства данной дамбы, но румыны попросту игнорировала все обращения.

Но только работами на каналах действия румынской стороны не ограничивались. Ежегодно румынские заводы сбрасывают цианиды в нижнее течение Дуная, что отравляет флору и фауну украинской части дельты реки. Здесь необходимо отметить, что обращения Украины в международные структуры, по поводу нарушений Румынией положений международных конвенций, как правило, игнорировались. Зато любые заявления румынской стороны, по поводу строительства украинского ГСХ в дельте Дуная, вызывали резкую реакцию со стороны Европейской комиссии и других международных структур.

Между тем, спор шел не столько о защите окружающей среде и заповедника в дельте Дуная, сколько об экономических интересах двух стран. Открыв судоходный ход в гирле Быстрое Украина постепенно перетянула часть грузопотоков у румын. Так, только за последние два с половиной года через украинский ГСХ прошло более трех тысяч судов.

Естественно, румынскую сторону такое положение дел не устраивало и в ход шли любые доводы, вплоть до жалоб на те действия, которые скорее можно приписать Бухаресту, а не Киеву.

Однако сейчас чаша весов склонилась в пользу украинской стороны. Воспользовавшись тем же «оружием», что и Румыния, Киев буквально заставил чиновников ЕС внять аргументам и заняться расследованием ситуации. В марте следующего года будут опубликованы рекомендации, которые, вероятнее всего, не понравятся Бухаресту, однако надо отметить, что «рекомендации», в понимании ЕС, будет означать последнее «китайское предупреждение», после чего последуют санкции...




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua