Переизбыток судов в мировом контейнерном флоте вряд ли привет к падению ставок морских перевозок, скорее всего компании, пользуясь относительной дешевизной новостроя, просто обновят флот.
В последнее время, в СМИ стала появляться информация, о переизбытке тоннажа мирового контейнерного флота. С начала года, по данным французского агентства Alphaliner, объем поставок новых судов составил 1,29 млн. TEU. Однако, по мнению специалистов речь идет скорей об обновлении торгового флота, в связи с доступностью цен на новострой.
Действительно, в последнее время, многие судоходные компании заявили о намерениях пополнить свой флот. В частности, это касается лидеров рынка морских перевозок. Датская компания Maersk Line намерена разместить заказ на строительство 20 контейнеровозов, дедвейтом 18 тыс. TEU каждый, у Daewoo Shipbuilding. Компания Evergreen Group, объявила о планах приобрести от 10 до 12 контейнеровозов, вместимостью по 8 тыс. TEU каждый, до конца 2010 г. Также о желании купить новые суда заявила компания Hanjin Shipping и China Shipping.
Во время финансового кризиса многим верфям пришлось пойти на такой шаг как снижение цен. Естественно, что для судовладельцев такая ситуация оказалась весьма выгодной. Поэтому спрос на строительство новых судов начал значительно расти. Кроме того, весьма выгодной для международного коммерческого судоходства является конкуренция между корабелами Китая и Южной Кореи. Обе страны стремятся выйти в лидеры по объемам судостроения, поэтому вынуждены снижать цены, чтобы привлечь покупателей. По итогам января-октября 2010 г., общий дедвейт построенных на китайских вервях судов составил 14,8 млн. т, корейские судостроители за тот же период достигли отметки в 13,36 млн. т.
В связи с такой ситуацией, многие эксперты начали делать «пугающие» прогнозы. По их мнению, переизбыток тоннажа флота может стать причиной резкого падения ставок на морские перевозки, что приведет к тому, что судоходные компании окажутся в довольно-таки сложной ситуации. На данный момент ставки действительно несколько снизились. За последнюю неделю Шанхайский фрахтовый индекс упал на 32,47 пункта. Самое большое падение ставок произошло на маршрутах из Шанхая в Европу (-$64 за TEU). Также на прошлой неделе отмечалось падение индекса Baltic Dry, в течение недели BDI снизился на 37 пунктов. Но падение индексов объясняется скорее тем, что спрос на поставки железной руды в Китай значительно уменьшился, а также традиционным сезонным спадом.
Более того, с нового года ставки вновь выйдут на привычный уровень. Судоходные компании, участники соглашения Transpacific Stabilization Agreement (TSA), в 2011 г. намерены повысить ставки на $400 за FEU на маршрутах Азия - Западное побережье США, и на $600 за FEU на маршрутах Азия - Восточное побережье США. Также об относительной стабильности рынка говорит и тот факт, что на внутриазиатских маршрутах объемы контейнерных перевозок в III квартале 2010 г. выросли на 21%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому компании делают ставки именно на этот рынок. Например, крупнейшая судоходная компания Гонконга Orient Overseas (International) Ltd. намерена пополнить флот двумя контейнеровозами вместимостью 8 тыс. TEU, которые будут использоваться на данных сервисах, в связи с возросшим спросом.
По мнению специалистов, в ближайшем будущем скорей всего стоит ожидать повышение активности рынка судового металлолома. С начала года Китай стал увеличивать объемы импорта руды, что привело к росту спроса на морские перевозки. А после того как РФ ввела запрет на экспорт зерна, рынок достиг своего пика. Поэтому многие судовладельцы использовали старые суда и не списывали их на скрап. Сейчас же, скорей всего, устаревший флот будут списывать, и заменять его новыми судами.
Подготовлено по материалам иностранных СМИ.