Киевский транспорт: ценовой удар на фоне кризиса

4 ноября 2008 г. в США будет отмечен как День выборов, в РФ - как День народного единства, а в Украине - как День железнодорожника и день четырехкратного повышения стоимости проезда в городском транспорте Киева.

В столичном метрополитене введены в обращение жетоны нового образца голубого цвета стоимостью 2 грн. На самом деле, это те же жетоны, которые находились в обороте с 1996 по 2000 г. и стоили 30 коп. Жетоны зеленого цвета изымаются из обращения, при этом их обмен на голубые в соотношении 4 к 1 (до 20 шт.) будет продолжаться во всех кассах метро до 3 декабря 2008 г. Обмен жетонов в количестве более 20 шт. будет проводиться только в кассе станции «Майдан Незалежности».

metro_1_.jpgmetro_2_.jpg

Утром 4 ноября на станциях киевского метро возникли гигантские очереди за новыми жетонами. Чтобы хоть немного снять возникшее напряжение, людям разрешали проходить через турникеты за «живые» деньги или за четыре зеленых жетона. Счастливчиками при этом чувствовали себя владельцы проездных или бесконтактных карточек. При этом такие предусмотрительные люди еще и имеют возможность сэкономить, ведь месячные проездные на ноябрь реализовывались по старой цене (25 грн.), бесконтактные карты на срок действия или количество поездок также остаются действующими.

Тарифы на проезд в наземном общественном транспорте также подняты. При этом билет, купленный в киоске, стоит 1,5 грн., а в салоне транспортного средства - 2 грн. Отметим, что подобные киоски расположены далеко не на всех остановках, поэтому часть пассажиров оказалась в заведомо проигрышном положении.

Kyiv_ticket_1_.jpg

В результате такого резкого поднятия расценок сложилась необычная ситуация, когда поездка во многих маршрутных такси сравнялась по стоимости с проездом в «обычном» автобусе (троллейбусе, трамвае). При этом киевская власть, санкционировавшая ценовой скачок, долгое время не разрешала «маршрутчикам» поднимать свои тарифы, мотивируя это отсутствием оснований для такого шага.

Интересно, что еще в сентябре 2008 г. мэр Киева Леонид Черновецкий заявлял: «Для киевлян никаких изменений стоимости проезда в городском транспорте не будет… На данный момент мы создаем рабочую группу, в которую войдут специалисты, депутаты Киевсовета. Впоследствии состоятся общественные слушания, в которых примут участие простые киевляне. Намерения же столичной власти - и на копейку не повышать цену на проезд в городских автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене».

Чтобы хоть как-то оправдать свои действия, КГГА выразила надежду, что 80% жителей Киева будут пользоваться годовыми проездными, в которых будет сохранена прежняя стоимость поездки (50 коп.): цена проездного на год на метро - 365 грн., на один вид наземного транспорта (трамвай, троллейбус или автобус) - 275 грн., на два вида транспорта, один из которых метро - 575 грн., на два наземных вида транспорта - 495 грн.; на три наземных вида транспорта - 660 грн., на четыре вида транспорта, включая метро - 799 грн.

Анализируя эти расценки, можно утверждать, что «вынуть» единоразово такие суммы из своего бюджета многие киевляне не смогут. Кроме того, не следует забывать об армии «льготников». По данным столичной власти, льготами на проезд в городском пассажирском транспорте будут пользоваться около 1 млн. 100 тыс. киевлян из свыше 40 категорий, в т.ч. одинокие матери, инвалиды и те, кто присматривает за ними, многодетные семьи, пенсионеры. Поэтому оценка Киевгорадминистрацией количества жителей столицы, которые купят годовые проездные, видится явно завышенной.

Уже сейчас ясно, что КГГА выбрала крайне неудачный момент для таких нововведений. С одной стороны все понимали, что расценки нужно повышать, ведь прежняя цена одной поездки в общественном транспорте была очень низкой и явно не покрывала даже ее себестоимость. С другой, население столицы явно было не готово к столь резкому увеличению платы за проезд. Тем более, поднятие тарифов произошло на фоне продолжающегося экономического кризиса, начавшихся увольнений и задержек зарплаты.

Останавливаться на достигнутом мэрия не планирует. Уже с 2010 г. ожидается переход на дифференцированную систему оплаты проезда в зависимости от расстояния и количества станций метрополитена. Явно не оставят свои расценки на прежнем уровне и владельцы маршруток. Это означает, что транспортные затраты жителей и гостей столицы в скором времени возрастут еще больше.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua