Кабмин вспомнил о транзите

За последние дни органами власти предпринято сразу несколько шагов, направленных на развитие контейнерных грузопотоков, особенно транзитных. 

2 апреля 2009 г. принято постановление Кабмина №320, которым вводится новый Порядок перемещения контейнеризованных товаров в пунктах пропуска через госграницу в морпортах в прямом смешанном сообщении. В новом Порядке появилась возможность предварительного предоставления информации о грузе в электронном виде. При отсутствии замечаний для оформления судна применяется т.н. «свободная практика», причем процедура производится по принципу «единого офиса».

Осмотр товаров будет производиться не в 100%, как сейчас, а только при наличии оперативной информации о возможных нарушениях, при выявлении признаков таких нарушений с помощью служебных собак или приборов контроля, а также в случае нарушения целостности контейнера, упаковки или пломбы. Более того, если в результате досмотра нарушений не выявлено, расходы по проведению проверки возмещает орган, инициировавший ее, а в случае, когда действия проверяющих привели к повреждению товара или контейнера, виновные несут административную ответственность.

На заседании Кабмина 8 апреля было утверждено распоряжение №381-р об открытии пункта таможенного и погранконтроля на территории контейнерного терминала ж-д станции «Одесса-Лиски». Таким образом, сняты последние препятствия на пути создания на базе этого железнодорожного узла т.н. «сухого порта». Теперь контейнеры из портовых терминалов Большой Одессы смогут поступать сюда напрямую, без таможенной очистки, что позволит разгрузить мощности «морских ворот» и увеличить их пропускную способность.

Логичным продолжением этого процесса должно стать принятие изменений к Закону Украины «О транзите грузов», разрешающих внедрение в отечественных морпортах процедуры «трансшипмента». Эта система представляет собой режим таможенного оформления «транзитных» контейнеров (перегружаемых с одного судна на другое в пределах территории портового терминала) без предоставления ГТД и применения мер гарантирования доставки. В этом случае документом, по которому будет производиться оформление таких контейнеров, станет коносамент.

Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в ВР 26 марта 2009 г. Инициаторами выступили нардеп Руслан Зозуля и Владимир Работнев, на то время замминистра транспорта и связи - директор «Укрморречфлота». Более того, во время горячей линии 7 апреля В.Работнев, к этому времени пересевший в кресло первого замминистра, пообещал «приложить все усилия» для скорейшего проведения этого документа через парламент.

Все эти меры следует только приветствовать, но в который раз приходится констатировать, что они сильно запоздали. В 2008 г. Кабмин, увлекшись борьбой с контрабандой, «закрутил гайки» на морских контейнерных терминалах по максимуму, что привело к их затовариванию и падению скорости обработки, а значит - пропускной способности.

Даже сейчас, во время экономического кризиса, принятие этих нормативных актов всячески затягивается. Заместитель гендиректора «Укрзализныци» Виктор Черный два месяца назад обещал, что сухой порт в Лисках откроют до конца I квартала, но особенности прохождения законопроектов через бюрократическую машину привели к задержке даже на таком коротком промежутке времени.

Принимаемые меры называют «антикризисными», однако упущенных объемов прошлого года они не вернут, как и не приведут к резкому увеличению объемов перевалки в году нынешнем. Единственная реальная надежда связана как раз с трансшипментом.

По оценкам Минтранссвязи, главный конкурент отечественных терминалов - румынский порт Констанца - живет именно за счет транзита. Контейнеры в режиме трансшипмента занимают около 60% его оборота, причем направляются эти грузы в основном как раз в порты РФ и Украины. Аналитики транспортного ведомства утверждают, что изменения в действующее законодательство позволят переориентировать до 50% от этого объема (более 400 тыс. TEU в год) в порты Большой Одессы, в результате чего они вернут докризисные объемы контейнерооборота.

В будущем же Одесса и Ильичевск смогут на равных бороться с Констанцей за звание черноморских контейнерных хабов (транзитных портов). Кризис рано или поздно закончится, и отечественной транспортной инфраструктуре нужно готовиться к возобновлению контейнерного бума. Только бы развитию мощностей и привлечению транзитных грузов не помешало очередное «Цунами», рожденное в недрах Кабмина…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua