Железные дороги Украины: оригинальный маршрут реформ

Сразу в нескольких странах Восточной Европы готовятся к приватизации национальные железнодорожные компании. Украина идет по своему пути, отличному от соседей.

В июне 2008 г. решение о продаже в рамках тендера национального оператора грузовых перевозок - госкомпании CFR Marfa - приняло правительство Румынии. К приватизации готовятся болгарская компания Freight Services Ltd. (дочернее предприятие национального железнодорожного перевозчика BDZ) и чешская CD Cargo. Венгерский железнодорожный грузовой оператор MAV Cargo был продан «дочке» OBB (Австрийских железных дорог) - компании Rail Cargo Austria - в конце 2007 г.

Самыми вероятными претендентами на покупку восточноевропейских железнодорожных систем наряду с OBB называют также Deutsche Bahn AG (Немецкие железные дороги). Интересно, что саму Deutsche Bahn также ждет частичная приватизация - до конца года предполагается продать 24,9% акций подразделений пассажирских и грузовых перевозок компании. Среди претендентов на эту долю рассматривается ОАО «Российские железные дороги».

Тем временем в Украине наблюдается обратный процесс. Минтранссвязи, заявив о масштабных реформах с целью привлечения в отрасль стратегических инвесторов, проводит эти преобразования по-разному. В секторе морских и авиационных перевозок делается ставка на разделение хозяйственных функций и вопросов управления и обеспечения безопасности перевозок, причем к осуществлению грузовых и пассажирских перевозок активно привлекаются частные компании.

Совсем по-другому пути намечено осуществить изменения на железной дороге. Концепция реформирования «Укрзализныци», предусматривавшая ее трансформацию в ГАК со 100% акций в госсобственности, плавно трансформировалась в Госпрограмму, в соответствии с которой УЗ преобразовывается в госпредприятие, подчиненное Минтранссвязи. Ни о каком привлечении серьезных инвесторов в таком случае говорить не приходится, как бы этого не хотели составители новой программы реформ.

По-видимому, «особый» подход к УЗ связан с крупными интересами представителей правящей коалиции, что и приводит к такому «оригинальному» стилю преобразований в железнодорожной монополии. Что ж, в споре между желанием реформировать транспортный сектор и стремлением «оседлать» непрозрачные финансовые потоки «Укрзализныци», похоже, победило второе.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua