Железнодорожная экспансия РФ успешно продолжается

ОАО «Первая грузовая компания» отстояло свои интересы и заставило «Укрзализныцю» прекратить «захваты» полувагонов. С 29 сентября 2008 г. российский собственник вагонов не просто возобновил свою деятельность на отечественном рынке, а и упрочил свои позиции.

«Первая грузовая компания» (ПГК, дочерняя структура РЖД) приостановила отгрузки в Украину 18 сентября 2008 г. в связи с несанкционированными «захватами» ее полувагонов. Особенно участились такие случаи в августе-сентябре 2008 г. По-видимому, железные дороги Украины рассчитывали, что собственник «не заметит» задержки некоторых вагонов, но в условиях дефицита подвижного состава такие действия приняли слишком массовый характер. Перейдя от просьб к делу, ПГК показала, что имеет большее влияние, чем украинские собственники вагонного парка, и не позволила пользоваться своими вагонами «безвозмездно, т.е. даром».

Своими действиями российская компания достигла сразу нескольких целей. Во-первых, убрав свои полувагоны из Украины, она усугубила их дефицит. Во-вторых, «Первая грузовая компания» заставила УЗ пойти на попятную и сознаться в своих «грехах», хотя отечественная железнодорожная администрация и отделалась шаблонной фразой «лица, виновные в несанкционированном использовании вагонов ОАО «ПГК», будут привлечены к дисциплинарной ответственности».

И, наконец, в период с 18 по 26 сентября руководство ПГК не теряло времени даром и провело ряд встреч с крупнейшими грузоотправителями Украины, которые прогнозируемо подтвердили свою заинтересованность в подвижном составе компании и заключении с ней договорных отношений. Таким образом, российский перевозчик опять-таки убил нескольких зайцев сразу. Появление грузов из Украины позволит компании снизить порожний пробег своих полувагонов, а главное, ПГК переходит на прямые контракты с отечественными грузовладельцами, отбирая клиентов у УЗ.

Руководство «Укрзализныци» открыто признает, что не в состоянии обновить отечественный грузовой вагонный парк своими силами. По прогнозам железнодорожной администрации, к 2020 г. количество частных вагонов сравняется с ее собственным парком. При этом количество грузовых вагонов УЗ будет снижаться в результате списания изношенного подвижного состава.

Естественно, рынок не может долго находиться в ситуации роста грузопотоков и дефицита вагонов. Если государство не в состоянии решить проблему, а частные структуры не имеют к этому достаточных стимулов, то имеющийся недостаток неизбежно будет покрываться за счет «импортного» подвижного состава. Учитывая особенности ширины железнодорожной колеи, европейским перевозчикам путь на украинский рынок заказан, поэтому остается один вариант - РФ.

В управлении у «Первой грузовой компании» находится около 200 тыс. грузовых вагонов, из них 47 тыс. - остродефицитные полувагоны. Использование даже небольшой части этого парка в Украине позволит российскому перевозчику серьезно перекроить отечественный рынок. И если сначала появление дополнительного подвижного состава действительно поможет снять существующую напряженность, то через некоторое время, когда ПГК в отсутствие серьезных конкурентов займет доминирующие позиции, эта ситуация может превратиться в настоящую угрозу для экономики Украины.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua