Впервые в своей истории Ильичевский МТП стал убыточным предприятием.
По итогам работы в первом полугодии 2013 г. убыток Ильичевского МТП составил 33318 тыс. грн. (при чистом доходе в 382847 тыс. грн.). Еще год назад подобная ситуация с третьим по потенциалу портом страны представлялась невероятной. Тем более, что чистая прибыль по итогам января-июня 2012 г. в 56962 тыс. грн. многими оппонентами руководства ИМТП считалась недостаточной и не соответствующей возможностям предприятия. Стоит хотя бы вспомнить обвальный для отрасли 2009 г. Даже тогда чистая прибыль ИМТП составила 286135 тыс. грн.
Напомним, что в мае 2010 г. министр транспорта и связи Константин Ефименко заменил тогдашнего начальника порта Геннадия Скворцова на Константина Лавриненко (протеже группы «Приват»), который уже через год был объявлен в международный розыск. В июне 2011 г. начальником порта был назначен Александр Григорашенко (протеже СКМ). Итогом этих кадровых решений стало постепенное ухудшение ситуации в порту.
Для иллюстрации того, как происходил развал предприятия, предлагаем вашему вниманию основные показатели последних лет ИМТП и всех 18 морских торговых портов Украины
год |
грузопереработка, тыс. т |
чистый доход, тыс. грн. |
финрезультат, тыс. грн. |
ИМТП |
все МТП |
ИМТП |
все МТП |
ИМТП |
все МТП |
2009 |
16285,4 |
109715,1 |
1658157* |
10327687* |
286135 |
1830698 |
2010 |
15053,5 |
107642,2 |
1749234* |
10269520* |
216253 |
1545552 |
2011 |
13530,2 |
113716,1 |
1067034 |
6025430 |
154939 |
1560283 |
2012 |
14513,7 |
109800,3 |
874041 |
5634757 |
100536 |
1410848 |
2013** |
6720,4 |
49112,6 |
382847 |
н/д |
- 33318 |
н/д |
*До 2011 г. в отчетах Укрморречфлота не было показателя чистого дохода. За 2009-10 гг. приведены данные валового дохода, в которых дважды учитываются поступления в валюте - непосредственно при оплате работ, а затем повторно после конвертации в гривни.
**данные за январь-июнь
Как видим, ситуация непростая во всей отрасли. Однако, финансовые результаты ведущих портов в 2009-12 гг. оставались примерно на одном уровне. И только Ильичевский МТП снизил прибыль почти в три раза, а в этом году вообще стал убыточным. Это при незначительных изменениях грузооборота и сокращении за последние два года более 1 тыс. работников.
Показатели чистой прибыли крупнейших портов Украины в 2009-2012 гг., тыс. грн.
порт |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Ильичевский |
286135 |
216253 |
154939 |
100536 |
Мариупольский |
343957 |
392187 |
388578 |
402442 |
Николаевский |
60083 |
66536 |
70649 |
73635 |
Одесский |
371194 |
379967 |
415815 |
416141 |
Южный |
572734 |
368837 |
400118 |
379972 |
Финансовое положение ИМТП стало резко ухудшаться с начала 2013 г. По итогам первого квартала показатель чистой прибыли составил 18004 тыс. грн. против 38165 тыс. грн. за тот же период 2012 г. При этом объем переработки грузов практически не изменился - 3623,7 тыс. т против 3658,3 тыс. т годом ранее. Похожая ситуация и по итогам первого полугодия - 6720,4тыс. т (сокращение на 2%). Экспорт сократился на 9,4% до 2606,7 тыс. т, импорт на 6,2% до 1 626,4 тыс.т.
Еще одним подтверждением того, что в ИМТП происходит нечто странное, является нехарактерный для отрасли рост объемов транзита на 10,8% до 2487,3 тыс.т. Это при том, что в портах системы Мининфраструктуры объем переработки транзитных грузов в первом полугодии сократился на 21,8% до 13544,9 тыс. т. Так, в Одесском порту на 49,4% до 2487,5 тыс. т, в Николаевском на 45% до 774,4 тыс. т, в Мариупольском на 23,8% до 556,2 тыс. т, в Южном на 3,4% до 4059,9 тыс. т. Кстати, обратите внимание на невероятное совпадение объемов транзита в Одессе и Ильичевске.
Однако, рост объемов транзита слабо отразился на финансовом положении ИМТП. Надо полагать, что после вступления 14 июня в силу закона «О морских портах» ситуация будет ухудшаться. Так, до конца года ИМТП недополучит около 100 млн. грн. поступлений от портовых сборов, которые теперь получает Администрация морских портов Украины (АМПУ).
По итогам работы в июле убыток ИМТП составил 9045 тыс. грн., т.е. нарастающим итогом за январь-июль уже более 42 млн. грн. Хотя даже такой, полученный в июле, убыток можно считать для нового руководителя (пока в статусе и.о.) ИМТП Юрия Крука неплохим результатом. Ведь если в первом квартале была получена прибыль в 18004 тыс. грн., а по итогам полугодия убыток в 33318 тыс. грн., то за последние три месяца (апрель-июнь) работы начальником порта А.Григорашенко отрицательный финрезультат составил 51322 тыс. грн., т.е. в среднем более 17 млн. грн. в месяц.
В середине августа 2013 г. три профсоюзные организации ИМТП (ПРМТ, Союз докеров-механизаторов и Независимый профсоюз работников порта) дали согласие на предложение администрации о переходе на неполную рабочую неделю и приостановлении действия некоторых статей колдоговора в части социальных выплат. 19 августа это было зафиксировано в приказе Ю.Крука №203. Режим экономии вступает в силу с 1 сентября 2013 г. сроком на полгода. Сокращение фонда оплаты труда на 20% позволит сэкономить около 30 млн. грн. Соответственно, каждый работник порта, благодаря прежнему руководству, будет ежемесячно недополучать свыше 1 тыс. грн. Кроме того, будут сокращены и другие расходы, пересмотрены закупочные цены и т.д.
Администрация порта намерена инициировать применение скидок для транзитных грузов, введение выравнивающего коэффициента к железнодорожному тарифу, поскольку стоимость перевозки на Ильичевск на $1,5/т выше чем на Одессу или Южный при дополнительном расстоянии в 30-50 км.
28 августа лидеры профсоюзов ИМТП обратились к Николаю Азарову с просьбой дать поручение Госфининспекции Украины провести проверку фактов нанесения ущерба государству и ИМТП начальником порта А.Григорашеко и по результатам этой проверки «принять соответствующие решения».
В обращении к премьер-министру приведены факты выдавливания из порта давних партнеров, расторжение через суды выгодных договоров совместной деятельности, отказ от реальных предложений инвесторов, ликвидации прибыльных подразделений, выполнение работ для избранных компаний по ценам ниже себестоимости, отказ от льготного кредита ЕБРР в сумме €26 млн. и, в связи с этим, выплатой штрафа банку в сумме свыше €1 млн., привлечение сторонних организаций на работы, которые порт может выполнить собственными силами. Словом, приведен классический набор методов из «лихих девяностых» по подготовке госпредприятия к передаче более «достойным» собственникам.
И наконец, сложившаяся в Ильичевске ситуация дискредитирует саму реформу портовой отрасли. Ведь А.Григорашенко не был уволен, а перешел на должность заместителя председателя Администрации морских портов по операционной деятельности. Остается надеяться, что в ходе реформы отрасли «ильичевский опыт» не будет использован в других портах Украины.