И.о. гендиректора акционерной судоходной компании «Укрречфлот» назначен Валентин Касапчук.
Таким образом, владелец АСК российский бизнесмен Константин Григоришин укрепил свою кадровую обойму. «Отпустив» гендиректора «Укрречфлота» Михаила Чубая на должность замминистра транспорта - председателя госадминистрации морского и речного транспорта, он «заполучил» взамен другого опытного чиновника, экс-замминистра.
В последнее время В.Касапчук занимал не слишком значительную должность начальника ГП «Укрводпуть», которое является «планово-убыточным» и практически полностью дотируется из госбюджета. По итогам I квартала 2009 г. чистый убыток этого предприятия превысил 5,8 млн. грн. - худший финансовый результат среди госсектора воднотранспортного комплекса (15,6 млн. грн. убытка) показало только ОАО «Украинское Дунайское пароходство».
Все, чем запомнился В.Касапчук на предыдущем месте работы, - подготовка и принятие решения о поднятии тарифов за прохождение судов шлюзами Днепровского каскада в 2 раза. Конечно же, это не идет ни в какое сравнение с временами, когда, находясь в кресле замминистра транспорта и связи, он был одним из авторов идеи создания гособъединения (позднее - госконцерна) «Укрморпорт», с помощью которого становилось возможным централизовать и взять под контроль финансовые потоки государственных морских торговых портов.
«Венцом» деятельности В.Касапчука стал скандал с утверждением устава ГК «Укрморпорт». После подписания соответствующего постановления Кабмина от 12.06.2007 г. №814 выяснилось, что министр Николай Рудьковский не давал санкцию на внесение устава на рассмотрение правительства. Более того, содержание утвержденного документа отличалось от текста, поданного на согласование в Минэкономики, Минфин, Минюст и Антимонопольный комитет.
Поправки, «вкравшиеся» в устав ГК «Укрморпорт», привели к фактическому двоевластию в портах. Согласно документа, гендиректор концерна фактически подчинялся напрямую вице-премьер-министру, кроме того, получал право назначать начальников МТП без согласования с Минтранссвязи. Эта ситуация привела к подлинному хаосу, когда в некоторых морпортах действовало по два и более начальников, каждый из которых считал себя легитимным. Последствия этой вакханалии не удалось преодолеть до сих пор.
Служебное расследование, проведенное по данному факту, показало, что сопроводительное письмо к проекту устава, направленному на рассмотрение Кабмина, было подписано замминистра В.Касапчуком. От дальнейших действий в Минтранссвязи отказались, указав, что «для этого нужно проведение дополнительной проверки правоохранительными органами». Незадачливый чиновник избежал наказания, но при этом был тихо отправлен «в ссылку» - на должность начальника ГП «Укрводпуть».
Возвращение В.Касапчука на «большую орбиту» можно назвать симптоматичным. По-видимому, К.Григоришин, давно не скрывающий интерес к украинскому воднотранспортному комплексу, связывает с этим чиновником определенные планы.
Назначение М.Чубая, а также утверждение на должность главы правления ОАО «УДП» еще одного человека, близкого к К.Григоришину, - Вадима Сухоненко - позволяют предполагать, что в скором времени российский олигарх сконцентрирует в своих руках большую часть отечественных судоходных активов. После этого единственным «неохваченным», но очень лакомым куском в подотрасли останутся государственные морпорты.
Принятие ВР Закона Украины «О морпортах», устанавливающего правила вхождения частного капитала в портовое хозяйство, постоянно по различным причинам откладывается. Вероятно, не все хотят видеть отношения в этой сфере цивилизованными и прозрачными. И если очередные выборы или другие политические «разборки» дадут возможность «отреформировать» финансовые потоки МТП в нужную сторону, то ценность авторов соответствующих схем очень возрастет…