На пресс-конференции 20 марта 2008 г. Иосиф Винский озвучил свою точку зрения по вопросу строительства железнодорожной колеи европейской ширины с территории Польши до Львова. «Моя позиция - нашу колею провести на территорию Польши. Вы знаете, что у нас есть 400 км нашей колеи на территории Польши, с ее помощью мы будем совершать перевозки. Сейчас мы работаем на границе для того, чтобы сделать тележки, которые очень быстро меняют колею - это намного дешевле и эффективнее, чем заниматься этой ерундой - делать дорогу с европейской колеей, по которой никто не будет ездить».
Мнение министра понятно. Проблема заключается в том, что существующие участки «широкой» колеи до польского Славкова и венгерской Захони удобны для грузовых перевозок, «разветвлять» эти линии для пассажирского сообщения никто не станет.
Непросто обстоят дела и с раздвижными тележками. «Укрзализныця» действительно работает с польскими коллегами над возобновлением экспериментальной эксплуатации вагонов с раздвижными колесными парами SUW 2000. Возможно, они станут использоваться в пассажирских поездах, но только в «обычных». Для скоростных поездов эта технология использоваться не может именно из-за опасности неожиданного «раздвижения».
Еще одна серьезная проблема - отсутствие скоростных локомотивов под широкую колею. Неизвестно, какой способ будет более эффективным и дешевым - разработка и изготовление своими силами специальных локомотивов под наши стандарты или прокладка евроколеи и закупка уже существующих скоростных поездов на Западе.
В любом случае, для развития скоростных пассажирских перевозок нужно прокладывать отдельные пути, по которым будут ходить только специальные поезда. В этой связи руководству Минтранссвязи стоит задуматься: а может все-таки проложить на нашей территории евроколею, «прорубив» тем самым долгожданное железнодорожное окно в Европу?