Электронный билет тормозит «Укрзализныця»

Проект открытия билетных касс в каждом почтовом отделении столкнулся с очередными проблемами. На этот раз открытие первой кассы переносится на месяц «по вине» УЗ.

На презентации передвижных почтовых отделений министр транспорта признался, что интеграция железнодорожных систем бронирования в общую систему с авиационными и автобусными ресурсами в рамках проектах «Электронный билет» столкнулась «с неожиданными трудностями». В связи с этим первая касса на почте откроется не ранее конца марта.

Однако, судя по тому, что сроки открытия таких касс переносятся уже с осени прошлого года, можно предположить, что конец марта - не крайний срок. «Пока что проблема в «Укрзализныце», процесс интеграции железнодорожных систем достаточно сложный, но я надеюсь, что через две недели мы сможем его завершить и провести презентацию проекта», - признался журналистам Иосиф Винский.

На самом деле процесс интеграции систем тут ни при чем. Проблема в «Укрзализныце». Естественный монополист ведет себя на рынке, как слон в посудной лавке. Туристические компании признаются: чтобы работать с железнодорожниками, необходим солидный запас транквилизаторов. «В железнодорожных кассах постоянные очереди, здравомыслящий бизнесмен, чтобы улучшить сервис, либо начал бы открывать дополнительные кассы, либо привлек к процессу агентов, т.е. турфирмы. Однако ни того, ни другого железнодорожники не делают. Более того, только усложняют процедуры. Процесс открытия пункта продаж при турфирмах настолько зарегулирован, что многие просто отказываются от сотрудничества. Плюс к этому «Укрзализныця» в приказном порядке заставляет брать в такие кассы еще и своих кассиров», - отмечает представитель туркомпании, пожелавший остаться неизвестным. На этом список вопросов к руководству УЗ не заканчивается, но ясно одно - в ведомстве просто не нуждаются в решении проблемы дефицита билетов.

Среди специалистов давно уже обсуждается проблема борьбы с так называемой пассажирской мафией ведомства. Побороть ее не смогли ни в советские времена, ни за последние 17 лет независимости. На каждый шаг по борьбе с дефицитом сверху чиновники находят свои варианты ответа.

Например, введение именных билетов было встречено тотальным саботажем со стороны проводников и кассиров. Фамилия в билете просто «забивалась» каким-то штампом, и билет элементарно продавался с рук, а проводник без проблем его принимал. Были и другие схемы. В случае же с электронными билетами чиновники также нашли ответ - проблемы с интеграцией систем бронирования и недостаточное финансирование. Из 45 млн. грн., необходимых на внедрение такой системы на 2009 г. УЗ нашла только 14 млн. грн.

Естественно, что при таких объемах финансирования полноценной продажи ж/д билетов через Интернет или почтовые отделения ждать не приходится. Вероятнее всего, будет создан некий суррогат - в почтовом отделении пассажиру будут только бронировать билет, а выкупать его надо будет опять же в традиционной кассе.

Есть и другой вариант. После очередного переноса сроков железнодорожники пойдут навстречу министерству и кассы на почтах откроют, но количество таких пунктов будет исчисляться в лучшем случае десятками. Ведь для каждого отделения необходимо выделить определенный сток бланков билетов, а они являются документами строгой отчетности и раздавать их просто так «Укрзализныця» не намерена.

Таким образом, заявления министра о появлении в этом году нескольких тысяч касс на почтах выглядят банальной PR-акцией. В пользу этого говорит еще один момент. В самой Укрпочте признаются - приблизительно треть из 15 тыс. отделений нерентабельны или находятся на грани рентабельности. Причина проста - еще с советских времен почтовые отделения открывались чуть ли не на каждом полустанке. В результате в Украине плотность почтовых отделений составляет одно отделение в радиусе 3 км, тогда как в Германии этот показатель составляет отделение на 10 км, т.е. в 3 раза меньше.

Понятно, что в таком количестве отделений просто нет надобности и даже открытие касс при них не решит всех проблем рентабельности. Именно поэтому многие операторы туристического рынка скептически восприняли заявление министра транспорта об открытии в Украине целых 15 тыс. касс по продаже билетов. Косвенно «воздушность» проекта признает и сам И.Винский. Представив проект передвижных почтовых отделений, он отметил, что они позволят существенно поднять рентабельность работы Укрпочты и нерентабельные отделения в некоторых регионах.

Судя по планам, одно передвижное отделение должно заменить 5-7 стационарных. Если учесть, что планируется использовать порядка 250 таких автомобилей, то как минимум 1,5-2 тысячи отделений будут закрыты уже в ближайшее время. А в дальнейшем предполагается закупить и еще одну партию автомобилей. Соответственно, про 15 тыс. новых касс на почтах говорить не приходится.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua