Dubai Airshow 2013 - «Антонову» снова незачет

По итогам авиасалона в ОАЭ украинские компании так и не смогли продемонстрировать существенного прорыва в заказах и продвижении отечественной техники на мировых рынках. Исключением стала компания «Мотор Сич», однако и у запорожских моторостроителей проекты пока продвигаются не слишком активно.

Еще весной 2013 г. в СМИ активно обсуждались планы ГП «Антонов» увеличить поставки самолетов до 10-12 ед. по итогам года. Руководство предприятия уверяло, что для этого есть все предпосылки.

Действительно, в начале года начались поставки «долгостроев» - Ан-148 для КНДР, затем один за другим пошли три машины для Кубы - авиакомпании Cubana de Aviacion (правда, одна из этих машин была завершена в 2012 г.), ожидалась поставка еще по одному Ан-148 и Ан-158 в КНДР. Затем, на МАКСе-2013 появилась информация об увеличении кубинского контракта по Ан-158 еще на четыре единицы, активно обсуждался контракт с Сирией на пять машин. Таким образом, предпосылки для прорыва были. Многие ожидали, что ситуацию прояснит Dubai Air Show 2013.

Накануне авиасалона руководство авиапрома и ГП «Антонов» активно заявляли о перспективах поставок украинской техники в страны Латинской Америки, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. Однако салон закончился, а о конкретных контрактах так и не сообщили. Только декларации, очередные переговоры и гипотетические цифры о прибыли от контрактов.

«Я могу сказать, что наши самолеты представляют интерес. Наш самолет Ан-158 хорошо отлетал программу и его назвали самым элегантным самолетом выставки. Ведутся переговоры, есть заинтересованность со стороны Эмиратов, азиатских и африканских стран», - заявил глава ГП «Антонов» Дмитрий Кива.

По Ан-70 также есть прогресс, но он опять же заключается в достижении договоренностей об очередных переговорах. «По Ан-70 переговоры идут порядка уже 9 месяцев - а тут прошел один из этапов переговоров. Скажу больше, они касаются даже не столько даже «семидесятки», а и другого перспективного самолета, который близок к 70-тке, но сам по себе это другой самолет - Ан-178», - заявил Д.Кива.

Из конкретики можно отметить информацию о плане поставок Ан-158 для кубинской авиакомпании. До конца 2013 г. будет поставлена одна машина, еще три - в 2014 г. По другим поставкам подробностей нет. Якобы представители ОАЭ и Саудовской Аравии выжидают подведение первых итогов эксплуатации Ан-158 на Кубе после чего и будут принимать решение о дальнейших закупках.

Вероятнее всего проблема под названием «отсутствие конкретики» вытекает из трех факторов: финансовых возможностей ГП «Антонов» и украинского авиапрома в целом, внутренних конфликтов между украинскими предприятиями, ситуации вокруг геополитического выбора Украины и потерей основных внешних рынков сбыта из-за военных конфликтов.

Причем, первые два фактора достаточно четко объясняют отсутствие поставок украинских самолетов на рынок. Совсем недавно вспыхнул скандал вокруг поставок шасси для антоновской техники от предприятия «Южмаш». Якобы, вместо 12 комплектов завод смог поставить только три. Причина - отсутствие мощностей, финансирования на закупку новых станков и т.д. Этот конфликт отнюдь не нов. Руководство ГП «Антонов» неоднократно заявляло о низком качестве продукции днепропетровцев и дороговизне их узлов, в свою очередь представители «Южмаша» недвусмысленно намекали на недофинансирование проекта со стороны антоновцев.

Если учесть, что в производственной кооперации по сборке самолетов участвуют сотни предприятий и приблизительно с третью из них возникают те или иные споры по поводу «цена - качество», то очевидно, что без кардинальных изменений, украинский авиапром и дальше может рассчитывать лишь на штучное производство самолетов.

Что же касается международных факторов, то достаточно посмотреть на сводки военных и политических конфликтов в мире - в Ливии до сих пор не могут определиться, нужны ли им два Ан-124 «Руслан» Муамара Каддафи, в Египте из-за народных волнений пока и не пытаются возобновлять сотрудничество по Ан-74, Судан последние десять лет только обещает заключить контракт на Ан-140, иранский вариант по местной модификации ИрАн-140 продвигается крайне медленно из-за постоянных перебоев с финансированием, в Сирии идет настоящая война - им не до Ан-158, сотрудничество с РФ как то, даже и не удобно поминать.

При этом не намечается особых прорывов и в области авиационного моторостроения. Правда, на Dubai Air Show-2013 АО «Мотор Сич» объявило о «переговорах с рядом стран Ближнего Востока о продвижении модернизированных многоцелевых Ми-8МСБ и Ми-2МСБ».

«Наши двигатели, прежде всего, создавались для того, чтобы работать в условиях высоких температур - до 50-55 градусов - и в условиях горной местности. И для них актуальным вопросом является вопрос сохранения взлетной мощности именно в условиях высоких температур», - заявил главный инженер ООО «Вертолеты Мотор Сич» Николай Зубко.

Он уточнил, что в числе ранее называвшихся компанией потенциальных заказчиков многоцелевых Ми-8МСБ и Ми-2МСБ рассматриваются, в т.ч. - Ирак, Афганистан.

Все это так, но о новых модификациях вертолетов запорожцы заявляют с 2006 г., демонстрируют опытные образцы, но дальше этого проекты почему-то не идут. Казалось бы, улучшенные характеристики, хорошо себя зарекомендовавших машин, должны создать все условия для устойчивого спроса, но стартового заказа по прежнему нет.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua