Для кого расчищают рынок пассажирских автоперевозок?

Ряд резонансных катастроф на железнодорожных переездах, как и прогнозировал tbu.com.ua, привела к масштабным проверкам автопредприятий и заявлениям о масштабных реформах в отрасли.

Однако, на самом деле оказалось, что реальных реформ придется ждать еще два-три года, а пока перевозчики вынуждены нести убытки из-за бесконечных проверок. Вполне возможно, что ответным шагом с их стороны станет повышение тарифов, в которые перевозчики вынуждены, будут закладывать возросшие расходы на содержание «армии» проверяющих чиновников.

Сразу же после катастрофы на железнодорожном переезде в Днепропетровской области, унесшей жизни более сорока человек, руководство транспортного ведомства анонсировало целую программу реформ по двум направлениям: на железных дорогах и в сфере автоперевозок. О программе строительства мостовых или туннельных автопереходов в районе железнодорожных переездов было сказано достаточно.

Что же касается «реформ» непосредственно в сфере пассажирских автоперевозок то здесь ситуация, выглядит также не в пользу «реформаторов». Данный рынок уже давно пытались расчистить под крупных участников. Однако проблема заключается в нежелании этих «игроков» вкладывать серьезные средства в данную сферу. Да и чтобы конкурировать с мелкими компаниям надо полностью менять законодательную базу. Перевозчики виртуозно уходят от проверок, и никак не хотят выходить из тени. А куда собственно выходить? С формальной точки зрения они правы - они проходят медосмотры, приписаны к определенным паркам или техническим базам, «платят» все, что необходимо чиновникам профильных ведомств… Но недавно состоявшаяся коллегия по безопасности в министерстве расставила все точки над «і». Минтранссвязи выбрало радикальный путь - попросту перераспределить рынок между несколькими крупным компаниям.

Методы выбрали простые, но эффективные. С 2011 г. предприятие-автоперевозчик должно владеть не менее 5 транспортными средствами. Для понимания, владение 5 транспортными средствами автоматически удаляет с рынка всех автопревозчиков работающих по упрощенной схеме налогообложения. Правильно это или не нет вопрос открытый. Но на этом останавливаться не собираются. Ограничение до 5 автобусов только начало - план предполагает поэтапное укрупнение автопредприятий, до тех пор, пока 30% транспортного рынка определенного региона, города, района, поселка не будет сосредоточено в руках одного предприятия… «Сегодня на контроль безопасности 150 тыс. перевозчиков у государства нет ресурсов… В настоящий момент у 33% перевозчиков есть одно транспортное средство, а у 46% - лишь два», - заявил министр транспорта и связи Константин Ефименко. По сути, руководитель транспортного ведомства признал, что его министерство административными мерами не в состоянии «управлять» рынком пассажирских перевозок, ни обеспечивать контроль безопасности, но зато в состоянии успешно лоббировать интересы крупных перевозчиков.

Об этом же свидетельствуют и другие «идеи» руководителей отрасли. Вслед за укрупнением рынка готовится целый набор полицейских мер. Они заключаются во введении все новых и новых требований к транспортным средствам. Вплоть до абсурдных. Для начала предлагается установить на все пассажирские автобусы тахографы. Мол, они позволят контролировать водителей - тахограф фиксирует все превышения скорости, режим работы водителя и другие параметры. С одной стороны правильная мера – некоторые предприятия сами устанавливают их на свою технику, с другой она неподъемна для предприятия со средним уровнем доходов. Установка прибора обойдется в сумму €600-800, плюс к этому необходимо специальное оборудование по считыванию параметров, которое стоит еще несколько тысяч гривень. К этому набору также предлагается установка ограничителей скорости - порядка €250.

Но на фоне идеи чиновников транспортного ведомства о комплектации всех автобусов ремнями безопасности, обязательная установка тахографов выглядит, как «невинная шалость». Дело в том, что к ДТП на переездах ремни безопасности не имеют никакого отношения - на большинстве рейсовых автобусах («Богдан», «Эталон» и т.п.), которые используются в нашей стране, ремни безопасности не предусмотрены изначально, их установка влечет за собой переделку каркаса сидений и конструкции самой машины, а это может сказаться опять же на безопасности пассажиров.

Но даже если и предположить, что такое будет возможно по данным экспертов установка ремней безопасности на одно кресло в автобусе обойдется не менее, чем в $200-300 или $6-9 тыс. на стандартный 30-ти местный автобус. Не трудно подсчитать, на сколько поднимутся тарифы на перевозки.

Впрочем, если изучить материалы Минтранссвязи и подведомственных учреждений, выясняется, что пока все меры носят только «перспективный» характер. Обязательное требование установки тахографов планируется ввести с 2012 г., норма о наличии не менее 5 автобусов в парке автоперевозчика находится на стадии «идеи». Да и моментально ввести эту норму нереально. В противном случае, это может привести к закрытию «нерентабельных», по сути своей, социальных маршрутов в сельской глубинке. И жители отдаленных населенных пунктов вновь помянут «младореформаторов», как это было в 90-е гг. прошлого века.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua