Детройтский автосалон окончательно определил тенденции развития автопрома на ближайшее будущее. На выставке уже не было громких заявлений о новых мощных двигателях V8 или чем-то подобном. Вместо этого на экранах почти каждого автопроизводителя транслировались презентации гибридов и электромобилей. Все спешат представить свои экологичные планы в преддверии начала работы администрации нового президента США Барака Обамы.
Неоспоримым хитом салона стала презентация нового третьего поколения знаменитого гибридного бензиново-электрического автомобиля Toyota Prius, которая состоялась 12 января 2009 г. По мнению как руководства японского концерна, так и аналитиков отрасли, благодаря своему выразительному стилю и впечатляющей экономичности этой модели удастся достичь высоких объемов продаж, несмотря на сложную ситуацию на мировом авторынке.
Несколько меньший по размеру Prius II, на смену которому приходит новичок, уже успел превратиться в символ всего класса гибридных авто, а также стать лучшим примером экологической ответственности производителя и эффективных технологий экономии топлива.
Серьезную конкуренцию автомобилю могут, тем не менее, составить новые гибриды других мировых брендов. В этом году начать продажи своего гибрида Insight планирует Honda, причем ее модель будет стоить менше, чем Prius, что немаловажно в условиях теперешней экономности покупателей. Американский Ford также намерен предложить рынку свои гибридные Ford Fusion и Mercury Milan, много интересных новинок готовят и другие производители.
Несмотря на это, Toyota строит очень смелые планы, рассчитывая на успешность машины. К 2010 г. компания надеется реализовать около 400 тыс. машин во всем мире, подняв объем продаж новых гибридов к уровню Camry, который является сейчас наиболее продаваемым японским авто на мировом рынке (в 2008 г. их было продано 436 617). Концерн намерен уже за первый год продать в США 180 тыс. Prius III, закрепив свою модель в американской топ-10.
В своих прогнозах руководство Toyota основывается на ожиданиях, что цены на топливо в долгосрочной перспективе продолжат повышение, а также на лидирующей позиции, которую компания успела занять в перспективной «зеленой» нише. Стоит отметить, что гибрид находится на третьем месте в списке наиболее популярных машин концерна. «Более 90% владельцев Prius заявили о намерении купить еще одно авто этой марки», - сообщил один из топ-менеджеров Toyota в США.
Согласно заверениям компании, новый гибрид получит рейтинг ЕРА (американское Агентство по охране окружающей среды) 50 mpg в смешанном цикле - то есть авто способно проехать 50 миль на одном галлоне топлива, что соответствует показателю около 4,55 л на 100 км. Это на 4 mpg больше, чем у теперешней модели. В Toyota особо подчеркнули, что замеры производились по новым, существенно ужесточенным стандартам. По мнению представителя компании, это будет «авто с самой большой дальностью поездки среди продаваемых в США».
Эксперт известного аналитического агентства J.D. Power and Associates считает, что в 2010 г. японскому концерну удастся продать 187 тыс. Prius III. Он добавил, что в основном согласен с прогнозами Toyota, так как показатель 50 mpg станет действительно серьезным маркетинговым преимуществом для помешавшихся на экономичности американцев.
При этом, согласно данным агентства Autodata Corp., в 2008 г. было продано 158 884 гибридов Prius. Интересно, что продажи авто под этим брендом начались в Японии еще в 1997 г., а в Северную Америку первые поставки были осуществлены в 2000 г. Продажи нового поколения должны стартовать в конце весны, однако о ценах Toyota пока ничего не сообщает.
Модель 2010 г. немного длиннее и шире предшественницы. Также увеличено пространство багажника благодаря модернизации охлаждающей системы аккумуляторов, а улучшенные передние сидения позволили освободить больше места для ног задних пассажиров.
При этом внешний вид нового Prius остался легко узнаваемым – разве что форма стала еще более клинообразной, что достигнуто путем переноса наиболее высокой точки крыши по направлению к корме на 10 см.
Эксперт консалтинговой компании CSM Worldwide отметил, что другим производителям сложно разрабатывать гибридные авто, которые бы значительно отличались по внешнему виду от Prius. Для достижения оптимального уровня экономичности производителям необходима очень аэродинамичная форма, которую в полной мере уже воплотила в себе новинка от Toyota.
Так, когда в 2008 г. Honda представила первые официальные изображения своего нового гибрида Insight, аналитики сразу же подметили схожесть его дизайна с Prius. По мнению экспертов, целый ряд будущих авто других брендов примут подобную форму, ведь она к тому же положительно воспринимается покупателями, ориентирующимися на «зеленые» технологии.
Однако основные изменения коснулись не внешности новой модели. До 1,8 л увеличен объем бензинового мотора, при этом суммарная мощность вместе с электродвигателем возросла до 134 л. с. Вдобавок к модернизированной гибридной системе, Prius III получил адаптивный круиз-контроль и систему оповещения о съезде с полосы движения на дороге.
В качестве опции, Toyota планирует предложить крышу со встроенной солнечной батареей, которая будет автоматически питать систему вентиляции в жаркие дни. Таким образом, уменьшится нагрузка на кондиционер, что позволит экономить энергию основных аккумуляторов.
На автосалоне в Детройте эксперты также особо отметили некоторые другие авто, которые, по их мнению, могут успешно показать себя на «зеленом» рынке.
Во-первых, конечно же, новая версия гибрида Honda Insight – основного конкурента для Prius в одном с ним классе. Авто было показано без каких-либо особых презентаций или другой медийной шумихи - был выпущен пресс-релиз с его описанием. Такой себе минимальный запуск от концерна, принципами которого является: маленькое – это хорошо, экономичное – еще лучше, а хорошая инженерная работа – самое основное. В продажу машина должна поступить весной.
Интересен был и новый Lexus HS 250h 2010 г. – это первый гибрид компании, позиционирующийся как отдельная модель. Он имеет ту же основу платформы, что и Prius, но с удлиненной колесной базой. Компания планирует реализовать около 30 тыс. авто за первый год. Эту машину некоторые рассматривают в качестве того же Prius III, только в презентабельном исполнении, с большим количеством люксовых примочек и другим соотношением экономичности и ходовых характеристик.
По мнению экспертов, незаслуженно мало внимания, несмотря на свою уникальность, получил представленный на выставке Mercedes S400 BlueHybrid. Ведь это первая производственная версия гибридного авто, оснащенная литий-ионными батареями. Машина характеризуется так называемой «умеренной» гибридностью – оснащена технологией «стоп-старт», однако не предусмотрена езда на чистой электротяге. Достижением немецких инженеров стало очень компактное размещение нового аккумулятора, охлаждение которого производится с помощью отвода системы кондиционирования.
При этом внешне машина никак не отличается от стандартного S-класса – на его «продвинутость» указывают только хромированные шильдики. Возможно, именно из-за этого новинка не была замечена посетителями.
Итак, гибридные технологии продолжают закреплять свои позиции в мировом автопроме, доказательством чему и стал Детройтский автосалон. Производители смещают акценты в пользу «зелености» своей продукции, делая ставку на наиболее перспективный сегмент гибридов, в котором обещает разгореться нешуточная конкуренция.