Именно под таким лозунгом министр транспорта и связи Иосиф Винский планирует увеличить объемы авиаперевозок в Украине в 7 раз в ближайшие годы - с сегодняшних 6-7 млн. до 45 млн. человек. По словам министра, в первую очередь это произойдет благодаря открытию украинского рынка для иностранных бюджетных перевозчиков, однако существуют варианты и с переходом отечественных операторов рынка на модель low cost.
Рассчитывать министру пока приходиться только на польско-венгерского перевозчика WizzAir, который начал полеты по внутриукраинским линиям 11 июля. По состоянию на дату вылета было уже продано около 30 тыс. билетов по четырем основным направлениям: из Киева в Симферополь, Одессу и Львов и из Львова в Симферополь. Всего же в этом году компания планирует перевезти порядка 250 тыс. чел., а в следующем - уже более одного миллиона. Что характерно, пока у компании в Украине зарегистрирован всего один самолет, до конца года ожидается еще один. Так что график полетов у WizzAir будет очень напряженный. Судя по заявлениям руководства авиаперевозчика, уже в сентябре существующая маршрутная сетка должна дополниться рейсами в Харьков и Запорожье, а затем и в Лондон (Лутон), Дортмунд и Милан.
Вслед за WizzAir министр намерен открыть рынок еще 4-5 перевозчикам. Судя по озвученной информации, речь идет об Air Arabia, дочке немецкой Lufthansa - Germanwings, Сentralwings и некоем перевозчике из Франции. Как говорит министр, всем им сделали предложение, от которого нельзя отказаться - их пустят на перспективный динамично развивающийся рынок, а взамен от них требуют: «новые самолеты, дешевые билеты и реализация их не через кассы, а через Интернет».
В этой ситуации удивляет настойчивость, с которой министр транспорта «проталкивает» иностранцев. Ведь за эти якобы дешевые рейсы придется расплачиваться конкретным отечественным перевозчикам. Вся проблема в сложившейся системе межправительственных соглашений. Они предполагают квотирование рейсов. То есть с каждой стороны можно выполнить только определенное количество рейсов. Таким образом, если украинская компания начинает полеты в Лондон, то и британская сторона имеет право на выполнение такого же количества рейсов в Украину. Такая же ситуация с Германией и Италией. Вопрос квотирования уже не первый год вызывает международные скандалы.
Если же будет реализован сценарий входа на украинский рынок дешевых перевозчиков, то пострадают как раз отечественные авиакомпании, ибо иностранцы, вложив относительно малые деньги в открытие двух-трех внутриукраинских рейсов, получат возможность летать на более прибыльных внешних. Одновременно крупные международные компании, воспользовавшись квотным принципом, потребуют себе дополнительные частоты на уже существующих раскрученных маршрутах.
При этом надо учитывать, что обмен все равно не будет равным. Если бы бюджетные авиакомпании летали в Европу из т.н. дешевых аэропортов (т.е. региональных, расположенных в 50-100 км от города), например, Белой Церкви или Узина, то можно было бы еще как-то понять это, но ведь министр транспорта запускает иностранцев в Борисполь, который дешевым никак назвать нельзя. Более того, не совсем ясно, каким образом лоу-костеры смогли предложить такие низкие цены пассажирам в этом аэропорту. Здесь только аэропортовые сборы составляют несколько десятков гривень. А ведь существуют еще и эксплуатационные расходы.
Между тем, активность министра в деле привлечения иностранных бюджетников далее деклараций не идет. Анонсированные переговоры с немецкой авиакомпанией пока результатов в виде начала сертификации перевозчика в Украине не дали, такая же ситуация с арабской компанией - она пока только планирует открыть рейсы из Шарджи в Киев. По остальным также никакой конкретики.
Дошло дело и до откровенного «конфуза» - во время презентации первого рейса WizzAir И.Винский заявил, что кроме иностранцев на рынок low cost перевозок выйдет и лидер отечественного рынка «Аэросвит». Компания уже заказала 10 самолетов Embraer Е-175/E–190 для работы по бюджетной модели. «Таким образом, вместе со стартом полетов других перевозчиков по данной системе, мы сможем существенно снизить цены на авиаперелеты внутри Украины», - заявил министр на презентации.
Самое интересное, что в самой авиакомпании об этом проекте узнали от журналистов. На вопрос, планирует ли перевозчик работать по системе low cost представители компании так и не смогли ответить. При этом подтвердили, что «Аэросвит» действительно ведет переговоры о поставках самолетов Embraer Е-175/E–190 как с производителем, так и с лизингодателями. Однако начало поставок этих машин ожидается в лучшем случае в 2009 г., а возможно и 2010 г. Так что о запуске проекта пока что даже и речи быть не может.
Однако, судя по всему, И.Винский не зря сделал это заявление. Таким образом, вокруг прихода на рынок бюджетных авиакомпаний создается ажиотаж. Иностранцам демонстрируют, мол, если не поторопитесь, у нас есть и свои кандидаты…