В Кабмине Арсения Яценюка появился первый кандидат на увольнение за содействие коррупции.
Речь идет о главе Минприроды Андрее Мохнике. Возглавляемое им ведомство пытается оспаривать решения Госпредпринимательства по ликвидации коррупционных схем вымогательства в морских портах. Абсурдность ситуации заключается в том, что глава этого ведомства Михаил Бродский является единственным чиновником такого ранга из прежнего состава Кабмина. Причем служба оппонирует ведомству, которое возглавляет представитель такой «радикальной» партии как ВО «Свобода».
Правда, Михаил Бродский был «белой вороной» и в Кабмине Азарова. Еще 3 февраля 2014 г. он подписал решение №20 «О необходимости устранения Министерством экологии и природных ресурсов нарушений принципов государственной регуляторной политики в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». В этом Решении был признан утратившим силу Приказ Минприроды от 8 сентября 1999 г. №204 «Об утверждении Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен».
Речь идет о противоречащих международным конвенциям нормах о предоставлении капитанами так называемой «судовой экологической декларации» и отборе проб изолированного балласта. Как уже неоднократно сообщал «Транспортный бизнес», официальное выполнение или невыполнение этих норм в обоих случаях приводит к экономическим потерям судовладельца из-за простоя судна или штрафам со стороны «защитников природы». Поэтому работает третья неформальная схема, при которой коррупционная «емкость рынка» составляет десятки миллионов долларов в год.
Тогда, в феврале, Минприроды обжаловало это Решение в Минэкономразвития. И еще одна уникальность момента. Госпредпринимательства принимало это решение за 20 дней до бегства Януковича. А уже при новом правительстве, проработавшем полтора месяца, Минэкономразвития 4 апреля удовлетворило жалобу Минприроды и отменило это антикоррупционное решение.
17 апреля в Госпредпринимательстве состоялось большое совещание с участием представителей причастных ведомств, бизнес-сообщества, общественных организаций. И хотя Госэкоинспекция была первой, кому отправили приглашение на совещание, ее представители мероприятие проигнорировали.
Как отмечено в итоговом протоколе (ссылка) «проверка изолированного балласта является коррупционной схемой, использующейся в Украине на протяжении 15 лет». Инициативы Госкомпредпринимательства были активно поддержаны бизнесом, и в результате 30 апреля были приняты два новых решения: №28 о необходимости отмены судовой экологической декларации и №29 о необходимости отмены тотального контроля изолированного балласта.
Казалось бы, речь идет о выполнении норм международных конвенций, законодательства Украины и принципов регуляторной политики. Однако Минприроды вместо того, чтобы привести собственные акты в соответствие с международными конвенциями, снова обжаловало оба решения в Минэкономики.
И если новое правительство действительно намерено бороться с коррупцией в стране, этого факта должно быть достаточно, чтобы уволить профильного министра Андрея Мохника. Здесь стоит напомнить, что МИД Украины периодически получает ноты иностранных диппредставительств по поводу произвола в наших портах в отношении иностранных судов, Украина несет имиджевые потери, бизнес - существенные расходы на штрафы или взятки, а Минприроды пытается сохранить все как «при старом режиме».
3 июня жалобы Минприроды рассмотрела апелляционная комиссия Минэкономразвития. Всех подробностей мы пока не знаем, но, как сообщил один из участников, «защитники природы» обосновывали свои позиции перед присутствующими демонстрацией емкости с мутной водой и толстой книжкой с надписью «МАРПОЛ 73/78».
Как говорится в официальном сообщении Госкомпредпринимательства от 04 июня 2014 г. по итогам заседания «предварительно было принято решение об отказе в удовлетворении указанных жалоб». Окончательное же решение должен принять 11 июня глава Минэкономразвития Павел Шеремета.
Александр Арбузов специально для "Транспортного бизнеса"