Динамику Балтийского фрахтового индекса в июле 2012 г. характеризуют два прямо противоположных тренда. В первой декаде июля БФИ имел четко выраженную тенденцию к росту, позволившую ему подняться до 1162 пунктов или на 14,7% по сравнению с началом месяца. Затем началось не прекращавшееся до конца июля падение.
В результате, индекс снизился до 897 пунктов, опустившись ниже психологического барьера в 1000 пунктов. Таким образом, падение БФИ по сравнению с максимальным июльским значением составило 265 пунктов или 22,8%. Обращает внимание, что для балкеров «кейпсайз» и «супрамакс» разрыв между максимальными и минимальными значениями соответствующего фрахтового индекса составил 26%, а для «панамаксов» и «хендисайзов» - 24%.
В то же время, если для «кейпсайзов» и «панамаксов» значения фрахтовых индексов в конце июля по сравнению с началом месяца почти не изменились, то для балкеров «супрамакс» индекс BSI уменьшился на 232 пункта или 18,4%, а индекс BHI для «хендисайзов» «потерял» 139 пунктов или 19,3%. При этом у балкеров «хендисайз» в отличие от балкеров остальных типоразмеров в июле не наблюдалось смен тренда, т.к. индекс BHI весь месяц только снижался.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в июле 2012 г.
Тип тоннажа |
02.07.2012 |
16.07.2012 |
31.07.2012 |
«кейпсайз» (BCI) |
1204 |
1310 |
1194 |
«панамакс» (BPI) |
993 |
1209 |
982 |
«супрамакс» (BSI) |
1264 |
1277 |
1032 |
«хендисайз» (BHI) |
719 |
687 |
580 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
1013 |
1102 |
897 |
Источник: Baltic Exchange
Основной причиной июльского снижения тона балкерного рынка в тихоокеанской секции брокеры называют падение отгрузок руды и угля и наступление Рамадана, в то время как в атлантической секции негативное влияние оказало уменьшение отгрузок зерна из портов Мексиканского залива США и Южной Америки.
Ставки на перевозку железной руды балкерами «кейпсайз» из порта Тубарао (Бразилия) на Роттердам снизились с 7,90 до 7,20 $/т или на 8,9%. Это самый низкий уровень ставок для данного направления, зафиксированный за семь месяцев 2012 г. Максимальная ставка в 2012 г. составляла 12,70 $/т. По сравнению с этим уровнем ставки в конце июля, для данного груза и направления перевозок, снизились на 5,50 $/т или на 43,3%.
Существенно снизились к концу июля и ставки на перевозку угля, причем для всех типоразмеров балкеров. Так, для балкеров «кейпсайз» ставки на перевозку угля из Южной Африки на Индию снизились с 12,00 до 10,00 $/т или на 16,7%. Для «панамаксов» ставки на перевозку угля, на том же направлении снизились с 18,00 до 16,75 $/т или на 6,9%.
Несмотря на то, что уже длительное время, среднесуточный заработок балкеров «супрамакс» был выше, чем у балкеров других типоразмеров, он, в течение июля, снизился на 2340 $/сут. или 17,8%. На перевозках зерновых из портов Мексиканского залива США на Японию из-за образовавшегося избытка тоннажа при нехватке грузов ставки снизились на 2,50 $/т или на 4,8%.
Ставки для балкеров «хендисайз» за две последние декады июля в тихоокеанской секции рынка снизились на 16% и причиной тому опять-таки стали «лишние» суда и нехватка грузов. К примеру, ставки на перевозку бокситов партиями 30 тыс. т из Австралии на Китай снизились с 24,50-25,00 $/т до 20,00-21,00 $/т. Ставки в трансатлантическом круговом рейсе для балкеров «хендисайз» за последний месяц, по данным Fearnleys, снизились с 17000 до 11500 $/сут. или на 32,4%, что является весьма показательным свидетельством снижения конъюнктуры фрахтового рынка в атлантической секции.
Средние ставки рейсового тайм-чартера в 2010 - 2012 гг.
Тип тоннажа |
2010 |
2011 |
2012
(янв. - июль) |
«кейпсайз» |
32453 |
15679 |
5792 |
«панамакс» |
24955 |
13895 |
8610 |
«супрамакс» |
21867 |
13814 |
10029 |
«хендисайз» |
12798 |
10884 |
8734 |
Источник: Clarkson
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в июле 2012 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
панамаксы |
хэндимаксы |
хэндисайзы |
Атлантика |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
44 |
36 |
8 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
13100 |
18450 |
12950 |
3. Min ставка, $/сут. |
6000 |
1500 |
8900 |
4. Max ставка, $/сут. |
26500 |
29500 |
18500 |
Тихий океан |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
72 |
34 |
6 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
8350 |
9500 |
6400 |
3. Min ставка, $/сут. |
2500 |
5000 |
2500 |
4. Max ставка, $/сут. |
12250 |
14500 |
9000 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Аналитики отмечают, что при хроническом избытке тоннажа, характерном для фрахтового рынка балкерного тоннажа, в последнее время, любое, даже незначительное снижение отгрузок, приводит к немедленному снижению ставок. Что, собственно говоря, и происходило на фрахтовом рынке всю вторую половину июля и полностью вписывалось в классическую картину летнего спада.
Не радовала судовладельцев и резко снизившаяся в июле активность отфрахтования балкеров в тайм-чартер. Такие сделки носили единичный характер, а уровень ставок желал много лучшего. По сравнению с 2010 г. средний уровень ставок годового тайм-чартера для «кейпсайзов» за семь месяцев 2012 г. снизился в 2,2 раза, «панамаксов» - 2,3 раза, «супрамаксов» - 1,9 раза, «хендимаксов» - 2 раза и «хендисайзов» - 1,8 раза.
По сравнению с 2011 г. ставки снизились от 12% для «кейпсайзов» до 27% для «панамаксов» и балкеров «хендисайз». Естественно, что столь резкое падение ставок, следовательно и заработков, не могло не сказаться на экономике судоходных компаний, оперирующих балкерным флотом. Сложившиеся на рынке низкие фрахтовые ставки приводят к тому, что некоторые операторы вновь, как это было в конце 2008 - начале 2009 гг., стали досрочно возвращать балкера из чартеров их владельцам.
Известная судоходная компания Precious Shipping за первые 6 месяцев 2012 г. получила чистые убытки в размере 27,82 млн. таиландских бат ($880,2 тыс.), в то время как, в с соответствующий период 2011 г., чистая прибыль компании составила 509,92 млн. таиландских бат. Снижение показателей компания связывает с уменьшением среднесуточной выручки с $12454 в первом полугодии 2011 г. до $8747 в первом полугодии 2012 г. в связи с чрезвычайно низкой конъюнктурой фрахтового рынка.
Негативный финансовый результат и неблагоприятный прогноз развития ситуации на фрахтовом рынке, привели к тому, что синдицированный кредит в размере $250 млн. на приобретение флота для компании Precious Shipping, был сначала уменьшен до $200 млн., а затем после выбытия Bank of Ayudhya из числа участников - до $150 млн. При этом три оставшихся банка, в числе которых Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Kasikornbank и Thanachart Bank, существенно увеличили процентную ставку и установили крайний срок выбора всей суммы кредита 30 июня 2013 г.
Динамика фьючерсных котировок на балкерный тоннаж в июле 2012 г. полностью отражает ситуацию и ожидания игроков рынка: от достаточно радужных в начале месяца до довольно пессимистичных в конце. Причем, этот пессимизм распространяется не только на 2012 г., но также и на 2013 г. Так, средний уровень фьючерсных котировок на 2013 г. на «кейпсайзы» в течение июля снизился на 1575 $/сут. или 12,1%.
Несмотря на то, что ухудшение ожиданий в большей степени затронуло балкера «кейпсайз», в более отдаленной перспективе уровень ставок на балкера этой категории будет расти быстрее, чем для других типоразмеров. Ожидается, что уже в 4-м квартале 2012 г. ставки для «кейпсайзов» превысят ставки для «панамаксов», «супрамаксов» и балкеров «хенди», а в течение 2014 - 2015 гг. этот разрыв будет лишь увеличиваться.
Пока же в самих судоходных кругах не очень верят в быстрое восстановление фрахтового рынка. По мнению руководства индийской компании Mercator Lines общее видение ситуации на фрахтовом рынке на ближайшие годы остается достаточно негативным. Причины такого пессимистического прогноза кроются в массированном поступлении на рынок новых балкеров в 2012 - 2013 г., при одновременном снижении темпов роста экономики Китая и Индии.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua