Baltic Dry: итоги января 2012 г.

Январь 2012 г. показал наибольшие темпы падения Балтийского фрахтового индекса (БФИ) для первого месяца года, начиная с момента исчисления индекса в 1985 г.

Общей чертой фрахтовых индексов для всех типоразмеров балкеров в январе 2012 г. явилось их неуклонное и беспрерывное движение вниз на протяжение всего месяца без единой смены понижательного тренда. Для балкеров «кейпсайз» и «панамакс» соответствующие индексы буквально обвалились, снизившись более чем в два раза. Для балкеров «супрамакс» падение индекса составило 43,4 %. БФИ для балкеров «хендисайз» снизился на 28,8%. В итоге в конце января БФИ обвалится до отметки в 680 пунктов. Более низкого показателя в 554 пункта БФИ достигал лишь во время кризиса в 1986 г.

Динамика Балтийского фрахтового индекса в январе 2012 г.

Тип тоннажа

03.01.2012

16.01.2012

31.01.2012

Балкера «кейпсайз» (BCI)

2955

1681

1447

Балкера «панамакс» (BPI)

1619

1206

724

Балкера «супрамакс» (BSI)

1158

949

655

Балкера «хендисайз» (BHI)

570

526

406

БФИ сухогрузного тоннажа (BDI)

1624

1013

680

Источник: Clarkson

Если в начале января средние ставки для балкеров «кейпсайз» почти в два раза превосходили аналогичный показатель для «панамаксов», то в конце месяца, они уже отставали на 14%.

Значительному снижению оказались подвержены и традиционно высокие ставки для балкеров «супрамакс» и «хенди» в направлении Мексиканский залив США/Южная Америка - Континент/Средиземное море. Появлявшихся в течение января новых грузов в Мексиканском заливе США, было явно недостаточно, чтобы поддержать фрахтовый рынок, учитывая десятки свободных судов, претендующих на каждую грузовую партию.

Не было видно конца падению и для ставок на «хендисайз» и в Черноморском регионе. Так, для перевозки партии в 26 тыс. т пшеницы из Новороссийска РФ на средиземноморский Египет в январе в одной из отфрахтовок была зафиксирована предельно низкая ставка в 14 $/т. Вдвое снизились ставки в направлении Черное море - Мексиканский залив США и для балкеров «хендисайз». Причем произошло это на протяжении двух последних недель января.

Особенно тяжело судовладельцам было найти загрузку в тихоокеанском регионе. В результате средние ставки рейсового тайм-чартера здесь были, как правило, в два и более раза ниже, чем в Атлантике.

Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в январе 2012 г.

Показатели

Тип тоннажа

Панамаксы

Хэндимаксы

Хэндисайзы

Атлантика

1. Количество отфрахтовок, ед.

41

45

22

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

15650

17700

11850

3. Min ставка, $/сут.

2900

5500

3000

4. Max ставка, $/сут.

28250

37000

18000

Тихий океан

1. Количество отфрахтовок, ед.

61

34

8

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

8950

6450

6450

3. Min ставка, $/сут.

4000

3500

4250

4. Max ставка, $/сут.

13500

9250

9000

Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»

Катастрофическое снижение уровня ставок затронуло не только рейсовые отфрахтовки, но и тайм-чартер. В этих условиях операторам балкерного тоннажа не остается иного выхода, как просить судовладельцев в свою очередь снизить контрактные ставки либо забрать свои суда из чартера, иначе операторам пришлось бы объявить себя банкротами.

В январе наблюдался также весьма значительный разброс между реальными ставками на спотовом рынке и уровнем фьючерсных сделок, заключенных на данный период. Если в самом начале января средние спотовые ставки на балкера «кейпсайз» на 76% превышали фьючерсные котировки, то в конце января наблюдалась совершенно иная картина - спотовые ставки стали составлять всего 55% от уровня фьючерсов. У «панамаксов» и «супрамаксов» ставки спотового рынка и фьючерсы были примерно одинаковы в начале января, но к концу месяца средние спотовые ставки стали составлять 72-77% от уровня январских фьючерсов, что также оказывало дополнительное на реальный рынок.

Оценивая итоги первого месяца 2012 г., следует констатировать, что серьезное ухудшение фрахтовой конъюнктуры затронуло все типы сухогрузного тоннажа и, несмотря на то, что в конце января падение фрахтовых индексов существенно замедлилось, данное обстоятельство свидетельствует о глубоком кризисе в международном судоходстве.

Подготовил В.Войниченко специально для tbu.com.ua




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua