Фрахтовый рынок балкерного тоннажа в настоящее время переживает не лучшие свои времена. На большинстве направлений перевозок имеет место убыточная работа флота и февральский уровень фрахтовых индексов лишь подтверждает данное обстоятельство.
Поэтому рост Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа (BDI) в течение февраля на 88 пунктов или 13,3% нельзя отнести к событиям кардинально меняющим ситуацию. Из всех категорий тоннажа наиболее существенный рост до середины февраля показывал индекс для балкеров «панамакс», увеличившийся за этот период на 311 пунктов или 44,8%. Однако, затем началось постепенное снижение данного индекса. В итоге, в конце февраля, значение индекса BPI остановилось на отметке в 832 пункта, т.е. на 138 пунктов или 19,9% выше, чем в начале месяца.
Рост индекса для «кейпсайзов» в течение февраля составил 85 пунктов или 5,9%. Индекс для балкеров «супрамакс» за тот же период вырос на 75 пунктов или 11,8%, в то время как индекс для «хендисайзов» увеличился на 19 пунктов или 4,8%. Таким образом, несмотря на определенный подъем в течение февраля нынешний уровень фрахтовых индексов отражает кризисное состояние фрахтового рынка балкерного тоннажа.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в феврале 2012 г.
Тип тоннажа |
01.02.2012 |
15.02.2012 |
29.02.2012 |
«кейпсайз» (BCI) |
1446 |
1466 |
1531 |
«панамакс» (BPI) |
694 |
1005 |
832 |
«супрамакс» (BSI) |
637 |
646 |
712 |
«хендисайз» (BHI) |
396 |
376 |
415 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
662 |
731 |
750 |
Источник: Clarkson
Отличительной особенностью февраля, которая по мнению брокеров распространится и на весь 2012 г., является высокая волатильность фрахтовых ставок, достигавшая для балкеров «панамакс» в рассматриваемом периоде почти 50%. По количеству смен тренда в динамике фрахтовых ставок пальму первенства в феврале держали «супрамаксы», для которых индекс BSI дважды сворачивал в сторону снижения, которому противостояли три повышательных смены тренда. Наиболее стабильную динамику в феврале имел индекс BHI для «хендисайзов», который хотя и очень медленно, но все же повышался практически в течение всего месяца.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в феврале 2012 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI
|
Максимум |
1531 |
1018 |
712 |
415 |
750 |
Минимум |
1436 |
681 |
600 |
366 |
647 |
Среднее |
1468 |
862 |
644 |
384 |
703 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,07 |
1,49 |
1,19 |
1,13 |
1,16 |
К-во смен тренда повышение |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
К-во смен тренда понижение |
1 |
2 |
2 |
- |
1 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Соотношение ставок на балкера «кейпсайз» и «панамакс» в феврале колебалось в пределах 0,66-0,97, что нельзя назвать нормальным явлением, поскольку дедвейт «кейпсайзов» в среднем в два раза больше. Такое соотношение ставок лишний раз свидетельствует о колоссальном избытке тоннажа данного типоразмера. В 2010 г. этот коэффициент составлял 1,30 и в 2011 г. - 1,13 в пользу «кейпсайзов», а декабре 2011 г. достигал значений 2,12-2,38, т.е. отражал нормальное соотношение тоннажа балкеров рассматриваемых категорий.
Средние ставки рейсового тайм-чартера на балкера различного типоразмера в феврале 2012 г.,$/сут.
Типоразмер балкеров |
01.02.12 |
15.02.12 |
29.02.12 |
«Кейпсайз» |
5327 |
5335 |
5801 |
«Панамакс» |
5515 |
8034 |
6673 |
«Супрамакс» |
6657 |
6758 |
7443 |
«Хендисайз» |
5853 |
5636 |
6283 |
Соотношение ставок «кейпсайз»/«панамакс» |
0,97 |
0,66 |
0,87 |
Источник: Clarkson
Еще одной отличительной особенностью февраля 2012 г. явился перенос активности отфрахтовок из Атлантики в Тихоокеанский регион. Здесь многие судовладельцы использовали любую возможность подачи своих судов не на Мексиканский залив США или Южную Америку, а в Дальневосточный регион. Поэтому неудивительно, что разрыв в уровне ставок в этих двух регионах резко сократился, чего не наблюдалось уже достаточно длительное время.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в феврале 2012 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
Панамаксы |
Хэндимаксы |
Хэндисайзы |
Атлантика |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
26 |
36 |
10 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
10650 |
9600 |
10250 |
3. Min ставка, $/сут. |
4250 |
2000 |
1000 |
4. Max ставка, $/сут. |
24250 |
20000 |
12500 |
Тихий океан |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
73 |
63 |
9 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
8350 |
8350 |
6300 |
3. Min ставка, $/сут. |
5250 |
2000 |
4500 |
4. Max ставка, $/сут. |
11750 |
16000 |
7750 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Мексиканский залив США, отгрузки из которого на протяжении долгого времени показывали наиболее высокие фрахтовые ставки, в течение февраля оставался не самым привлекательным регионом для владельцев балкерного тоннажа. Достаточно привести пример отфрахтовки современного супрамакса «Ocean Tomo» дедвейтом 56 тыс. т с грузом кокса на Северную Испанию по ставке $8500 за сут. Ставки на перевозку 49 тыс. т зерна из портов Мексиканского залива США на Японию опустились ниже отметки в $50 за т, хотя еще в прошлом году составляли $56-58 за т.
Не лучше обстояли дела и с отгрузками из портов Восточного побережья Северной Америки. Так, при перевозке 70 тыс. т угля из Норфолка на Искендерун была зафиксирована очень низкая ставка $14,25 за т. Кроме того, надеждой судовладельцев остаются порты Южной Америки, где в марте должны начаться отгрузки зерна нового урожая. Но пока ставки на перевозку сахара-сырца партиями 25 тыс. т из Бразилии на Черное море снизились до $30 за т, несмотря на то, что цены на сахар на Нью-Йоркской бирже по сравнению с концом 2011 г. поднялись на 8%.
Низкие фрахтовые ставки, высокие экспортные цены и суровая зима снизили конкурентоспособность причерноморской пшеницы в пользу американской, которая все чаще стала побеждать на тендерах в Египте, чего не присходило с середины 2010 г. Снизившиеся до уровня, не обеспечивающего рентабельность перевозок, ставки, на перевозку зерна с Черного моря на североафриканские страны и Испанию/Португалию, едва ли исправят ситуацию.
При ставке на уровне $16,50-18,00 за т при перевозках 27 тыс. т зерна в эти регионы на долю рейсовых расходов (портовые сборы и бункер) приходится $13-14 за т. Таким образом, на постоянные издержки приходится всего $3,50-4,00 за т, что дает нулевую или отрицательную прибыль по итогам рейса. В этой связи, не может не удивить зафиксированная в феврале ставка на перевозку 27 тыс. т пшеницы с Черного моря на Египет (Средиземное море) на балкере дедвейтом 45 тыс. т в размере $13,25 за т.
Нельзя назвать привлекательными и тайм-чартерные ставки в размере $2000-3000 за сут. для балкеров «хенди» в направлении Черное море - США. В феврале брокеры привели как минимум три отфрахтовки крупнотоннажных балкеров с нулевой ставкой, когда фрахтователи оплачивали лишь стоимость бункерного топлива. Судовладельцы соглашались на такие заведомо убыточные условия, чтобы подать тоннаж в регионы с лучшим позиционированием - более вероятной загрузкой и относительно высоким фрахтом.
Средние ставки рейсового тайм-чартера на балкера в 2010 - 2012 гг.
Тип тоннажа |
2010 |
2011 |
2012
(янв.-февр.) |
«кейпсайз» |
32453 |
15679 |
6875 |
«панамакс» |
24955 |
13895 |
7777 |
«супрамакс» |
21867 |
13814 |
7906 |
«хендисайз» |
12798 |
10884 |
7105 |
Источник: Clarkson
По сравнению с 2010 - 2011 гг. средние ставки рейсового тайм-чартера для балкеров «кейпсайз» в 2012 г. снизились в 2,3 - 4,7 раза, «панамакс» - 1,8 - 3,2 раза, «супрамакс» - 1,7 - 2,8 раза и «хендисайз» - 1,5 - 1,8 раза. То есть, чем больше тоннаж, тем выше степень падения ставок.
Подготовил Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua