По состоянию на конец апреля 2013 г. мировой балкерный флот состоял из 9637 судов суммарным дедвейтом 695,55 млн. т. За неполные 4 месяца в строй вошло 299 новых балкеров общим дедвейтом 25,1 млн. т (+3,7% к началу года).
За тот же период на скрап ушло 148 балкеров суммарным дедвейтом почти 9 млн. т. В итоге прирост дедвейта балкерного флота составил 3% за 4 месяца или 9% в годовом исчислении. Это почти на четверть меньше показателя 2012 г. Главным же положительным итогом прошедших 4-х месяцев явилось существенное уменьшение отношения портфеля заказов на балкерный новострой к действующему флоту. Если в 2012 г. данный показатель находился на уровне 26%, то в конце апреля, в зависимости от типоразмера тоннажа, он снизился до 12,6 - 20,3%.
Соотношение состава действующего флота и мирового портфеля заказов, январь - апрель 2013 г.
Показатели |
Хендисайз |
Супрамакс/ Хендимакс |
Панамакс/ Постпанамакс |
Кейпсайз/ Рудовозы |
Состав действующего флота, ед. |
на 01.01.13 |
2320 |
2556 |
2303 |
1332 |
на 30.04.13 |
2316 |
2618 |
2376 |
1421 |
Мировой портфель заказов, ед. |
на 01.01.13 |
432 |
401 |
562 |
212 |
на 30.04.13 |
377 |
350 |
483 |
179 |
Отношение портфеля заказов к действующему флоту, % |
на 01.01.13 |
18,6 |
15,7 |
24,4 |
15,9 |
на 30.04.13 |
16,3 |
13,4 |
20,3 |
12,6 |
Источник: Intermodal
В то же время по данным аналитиков RS Platou, сейчас имеет место, самый большой за последние три года дисбаланс между спросом и предложением, составляющий порядка 115 млн. т. дедвейта. Это привело к тому, что коэффициент загрузки балкеров, превышавший в 2010 г. 90%, сейчас снизился до 82%. И это несмотря на достаточно стабильную динамику спроса на перевозки основных балкерных грузов: железная руда, уголь, сталь и зерно.
Несмотря на то, что многие индикаторы указывают на приближающееся восстановление фрахтового рынка, некоторые ведущие игроки по-прежнему не верят в то, что это произойдет достаточно скоро. Так, аналитики HSH Nordbank прогнозируют, что восстановление фрахтового рынка может произойти не ранее конца 2014 г. Хотя еще в прошлом году специалисты этого банка, имеющего наибольший кредитный портфель в судоходной отрасли, прогнозировали, что это произойдет уже в начале 2014 г.
Большинство же аналитиков сходятся на том, что среднегодовой прирост морской торговли балкерными грузами в 2013-2016 гг. будет находиться на уровне 6%, что обеспечит достаточно стабильный спрос на перевозки. Следовательно фрахтовая конъюнктура будет полностью зависеть от того, насколько удастся сократить имеющее сегодня избыточное предложение тоннажа.
По мнению аналитиков Jefferies баланс между спросом и предложением начнет восстанавливаться уже со второй половины 2013 г. Причем, в 2014 г. при росте спроса на перевозки на уровне 7% прирост предложения сократится до 2-3%. Благодаря этому прогнозные ставки для балкеров «кейпсайз» вырастут со среднего значения в 2013 г. в размере 10500 $/сут. до 20000 $/сут. в 2014 г. Для «панамаксов» и «супрамаксов» по данным того же источника, будет скромнее - с 8000
$/сут. в 2013 г. до 14000 $/сут. в 2014 г.
Несколько пессимистичнее аналитики BIMCO, считающие, что в 2013 г. ставки на «кейпсайзы» будут находиться в диапазоне 4500 - 8500 $/сут., «панамаксы» - 5000 - 10000 $/сут., «супрамаксы» - 7000 - 11000 $/сут. и «хендисайзы» - 6500 - 9000 $/сут.
Стоит отметить, также резкое снижение фьючерсных котировок для «панамакс» на 2013 г. Это связано, прежде всего с тем, что дополнительно к 173 судам класса «панамакс» и «постпанамакс» дедвейтом 60 - 99,9 тыс. т, уже поставленных в 2013 г., до конца года ожидается поставка еще 492 ед., что значительно превышает поставки балкеров других типоразмеров. Ранее предполагалось, что всего в 2013 г. будет поставлено всего 370 балкеров «панамакс» и «постпанамакс». Однако из-за отложенных ранее поставок, по данным Commodore Research, в 2013 г. будет иметь место рекордный ввод в строй судов данного класса. Поэтому с окончанием зернового сезона в Южной Америке для данного типоразмера тоннажа ожидаются не самые лучшие времена. По мнению аналитиков Castalia Fund Management, в 3-м квартале 2013 г. «панамаксы» смогут зарабатывать не более 6575 $/сут.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua