Азаров «ушел» дважды. Что дальше?

Премьер-министр Украины Николай Азаров дважды ушел в отставку. После подачи заявления об отставке он мог бы еще не менее 60 дней находиться при власти в качестве исполняющего обязанности главы Кабмина - до назначения нового правительства.

Многие комментаторы сходились во мнении, что так и будет, поскольку процесс формирования нового Кабмина ожидался долгим и отнюдь не простым. Однако 29 января Н.Азаров сделал «ход конем» - он одновременно отказался от причитающегося ему переходного периода и представил и.о. Премьер-министра - Сергея Арбузова.

Последнего, еще летом 2013 г. аналитики называли возможным приемником Н.Азарова. С.Арбузов считается одним из главных финансистов т.н. «Семьи». Правда, статус особо приближенной особы почему-то не трансформировался в соответствующую должность премьер-министра. Каждый раз политическая обстановка в стране не позволяла сделать рокировку. Сейчас «звезды сошлись» и назначение состоялось.

Однако, церемония назначения была несколько смазана - новый и.о. главы Кабмина заметно нервничал, сбивался и не мог внятно назвать основные ориентиры для правительства в отставке. Из выступления стало ясно только три основных посыла:

- в стране остается стабильное правительство, пусть и с приставкой и.о.;

- Кабмин будет работать по новым стандартам и откажется от старых принципов работы (по крайней мере, С.Арбузов несколько раз извинился перед журналистами и родственниками погибших во время противостояния на ул. Грушевского);

- социальные выплаты увеличиваются (правда, впоследствии выяснилось, что большинство из них чисто косметические - за 20 дней января 2014 г. задолженность по заработной плате уменьшилась на 23 млн. грн. или почти на 3%. В то же время, по словам С.Арбузова, в отдельных регионах задолженность выросла: «В частности, в Киеве - на 13,5 млн. грн., Волынской области - на 1,1 млн. грн., в Ивано-Франковской и Винницкой областях - на 0,3 и 0,5 млн. соответственно»).

В целом, пока рано говорить о каких-либо кардинальных изменениях в политической и экономической жизни страны. Не стоит забывать, что С.Арбузов считается представителем фискального блока Кабмина. На фоне последних скандалов в украинских портах с проверками контейнерных грузов можно прогнозировать усиление таможенного и налогового давления на бизнес. К этому стоит добавить проблемы с реформированием украинских железных дорог - старт акционирования «Укрзализныци» обещали объявить еще в 2010 г., но до сих пор соответствующего решения Кабмина так и не было.

С.Арбузову досталась непростая ситуация и в дорожной отрасли - в 2013 г. было объявлено о разделении дорог на местные и государственные. Соответственно, предполагалось разделить и финансирование. Мол, местные власти лучше знают какие дороги необходимо ремонтировать в первую очередь. Однако, некоторые обладминистрации отказались принимать на свой баланс разбитые дороги, потребовав их отремонтировать перед передачей. Естественно, такой сценарий не устраивал Кабмин Н.Азарова и процесс передачи дорог затормозился.

Кроме того, назначение С.Арбузова произошло на фоне раскола фракции Партии регионов в Верховной Раде на три части. Каждая из этих частей имеет собственные бизнес-интересы. Здесь стоит напомнить, что в транспортной отрасли наибольшее влияние имеет группа Ахметова – часть чиновников министерского корпуса представляет именно ее интересы. Пока эта группа считается наиболее влиятельной и стабильной, поэтому в сфере транспорта резких «движений» не предвидится.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua