Автопром США: ни взять, ни выбросить

На прошедшей неделе ведущие американские автоконцерны General Motors и Chrysler попросили у государства $14 млрд. в качестве дополнительной финансовой помощи. Таким образом, суммарный объем займов, предоставленных автопроизводителям, может достигнуть $39 млрд. При этом они заявляют, что без новых вливаний не смогут сохранить свою платежеспособность.

В обмен на новые кредиты компании обещают провести значительные сокращения во всех сферах своей деятельности в надежде, что благодаря этому им удастся в конечном счете установить баланс между своими раздутыми производственными структурами и обвалившимся спросом на новые авто.

GM, например, намерен сократить еще 47 тыс. из 244 тыс. (т.е. почти 20%) своих сотрудников по всему миру, закрыть еще пять заводов в Северной Америке, оставив только 33 из них, а также вдвое сократить свою линейку брендов - до четырех: Chevrolet, Cadillac, GMC и Buick. Бренд Pontiac в будущих планах компании будет играть совершенно незначительную роль, если его вообще оставят. Автопроизводитель к тому же планирует постепенно свернуть производство авто под брендом Saturn. Ранее ожидалось, что под ним будут производиться небольшие машины в качестве противовеса лучшим японским брендам.

Представители GM заявили о достижении прогресса в дебатах с владельцами облигаций и профсоюзом United Automobile Workers (UAW) по поводу сокращения в дальнейшем своих затрат. Аналитики отмечают, что кризис требует принятия быстрых решений от призванной осуществлять надзор за GM и Chrysler президентской рабочей группы по автомобилям, созданной новой администрацией. Ухудшающееся финансовое положение автопроизводителей оставляет чиновникам всего два выбора, из которых ни один нельзя назвать легким.

Администрация может предоставить средства по новым запросам в надежде, что компании стабилизируются и перестанут сокращать рабочих. Это позволило бы избежать увеличения и без того растущего уровня безработицы в стране. Однако, как выяснило Министерство финансов США 17 февраля 2009 г., когда концернами были предоставлены обновленные планы по реструктуризации, нет никаких гарантий того, что компаниям не придется и в дальнейшем обращаться за финансовой помощью.

В то же время, если федеральное правительство проигнорирует требования автопроизводителей, у них не останется выбора, кроме как начать процедуру защиты от кредиторов согласно законодательству о банкротстве. Ведь сейчас компании теряют сотни миллионов долларов ежемесячно. При этом представители концернов заявляют, что стоимость реорганизации при банкротстве с предоставлением средств от правительства для помощи в этом процессе будет очень высокой. Фактически, это обойдется США намного дороже их теперешних притязаний по дополнительным займам. К тому же ликвидация компаний создаст огромное количество безработных.

На данный момент новая администрация занимается рассмотрением планов автогигантов, отмечая, что для их реализации потребуется сотрудничество всех вовлеченных сторон: кредиторов, поставщиков, автодилеров, рабочих и самих руководителей концернов. Отметим, что третий представитель так называемой детройтской Большой тройки - Ford - еще не получал какой-либо федеральной помощи и даже не требовал ее.

Как ожидается, до 31 марта 2009 г. президентская рабочая группа определится, является ли запланированная компаниями реструктуризация достаточной для обеспечения их жизнеспособности в долгосрочной перспективе. При этом под большим вопросом остается способность как GM и Chrysler, так и Ford сократить свои затраты на профсоюзных работников до уровня зарубежных автопроизводителей, как того требовало изначальное соглашение по займу в декабре 2008 г.

Сейчас концерны проводят интенсивные переговоры с профсоюзом UAW по поводу сокращения затрат и определения возможностей финансирования фондов медпомощи для ушедших на пенсию сотрудников с их женами. GM также лоббирует сделку со своими владельцами облигаций, что позволит облегчить уменьшение долга компании с $27 млрд. до $9 млрд.

UAW, в свою очередь, заявляет о достижении понимания с детройтскими компаниями по поводу изменений в рабочих контрактах. Основные дискуссии продолжаются по вопросам фондов медпомощи. При этом глава GM Рик Вагонер отмечает «хороший прогресс» в переговорах как с профсоюзом, так и с владельцами облигаций.

Примечательно, что план General Motors по реструктуризации распространяется на отделения концерна по всему миру. До конца года будут сокращены 47 тыс. рабочих мест, а в Северной Америке до 2012 г. планируется закрыть 14 заводов – на пять больше, чем в плане от 2 декабря 2008 г. Глава концерна ожидает, что план оптимизации позволит выйти на безубыточность уже к 2010 г. Выплату же федеральных займов как GM, так и Chrysler намерены начать к 2012 г.

Р.Вагонер отметил, что возможное начало банкротства будет «высокорисковым и дорогим процессом». В компании заявляют, что для реализации процедуры потребуется около $100 млрд. правительственных средств. Chrysler для этого понадобится $25 млрд.

Компании признают, что предоставленных ранее федеральных денег хватит только до 31 марта. Поэтому GM повысило свою заявку с $18 млрд. до $30 млрд., уже получив $13,4 млрд. При этом последний платеж в размере $4 млрд. был принят 17 февраля. Представители компании надеются получить еще $2 млрд. в марте и $2,6 млрд. в апреле. Дополнительные же $12 млрд. понадобятся до 2011 г. – $7,5 млрд. в виде займов и $4,5 млрд. для погашения кредитов.

Chrysler, который получил $4 млрд. кредита, также повысил свой запрос. Еще в декабре заявлялось о $3 млрд. необходимых на 2009 г., теперь же сумма увеличена до $5 млрд. Эксперты отмечают, что этот самый маленький представитель Большой тройки уже значительно сократил свое производство с момента приобретения в 2007 г. частным инвестфондом Cerberus Capital Management. Сейчас для улучшения положения Chrysler намерен сократить еще 3 тыс. рабочих и прекратить работы по трем моделям - Dodge Durango, P.T. Cruiser и Chrysler Aspen.

По словам главы компании, правильная реструктуризация без банкротства наряду с успешной реализацией плана по выживанию, усиленного стратегическим альянсом с Fiat, позволит компании остаться на плаву. При этом он считает, что будут удовлетворены и профсоюзы, и поставщики, и клиенты, и даже налогоплательщики. На данный момент рассматривается возможность обмена моделями с европейским концерном, добавил он. В случае же неполучения правительственной помощи, Chrysler, как и GM, вынужден будет рассматривать возможность ликвидации.

Интересно, что руководители General Motors ушли от ответа на вопрос по поводу наличия каких-либо гарантий по дополнительным займам со стороны новой администрации. Однако они уверены, что их увеличившиеся запросы не были для нее сюрпризом.

В то же время, в случае предоставления средств нуждающимся концернам, существует возможность негативной политической реакции американской общественности. Ведь деньги налогоплательщиков будут вливаться в компании, которые продолжают работать с огромными убытками.

 По материалам The New York Times




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua