Новости прошедшей недели подтверждают ухудшающуюся ситуацию на мировом авторынке. Ведущие мировые концерны продолжают сыпать сообщениями об очередных снижениях объемов производства и увольнениях сотрудников.
Так, одновременно два японских автопроизводителя - Mazda и Isuzu - заявили о сокращении своего штата в Японии. Mazda намерена уволить 1300 человек на своих двух заводах, Isuzu же аннулирует контракты с около 1400 временных сотрудников и совместителей к концу года, а также уменьшит производство на одном из заводов на одну рабочую смену в день. Ранее стало известно о том, что Toyota также планирует «избавиться» от примерно 3 тыс. человек на разных предприятиях и сократить продолжительность и количество рабочих смен на заводах в Таиланде. Mitsubishi, в свою очередь, сокращает около тысячи рабочих на всех пяти японских заводах.
Эксперты прогнозируют дальнейший спад объемов производства и увольнение сотрудников на ведущих автомобилестроительных предприятиях Японии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Одной из причин такой ситуации стал рост курса иены к основным мировым валютам (на 17% к доллару и на 36% к евро) - это негативно сказывается на конкурентоспособности японского экспорта, усугубляя и без того сложную, вследствие экономического кризиса, ситуацию.
Например, в Таиланде, являющемся крупным потребителем автомобилей Isuzu, спрос на машины этой марки в октябре снизился на 30%, объемы продажи Mazda в Западной Европе снизились на 12%, Honda снизила реализацию в США с начала года на 4%, Nissan - на 7%, Toyota - на 12%.
Стало известно, что Honda намерена на 2 месяца - с февраля по апрель 2009 г. - приостановить производство на своем британском заводе. В октябре производство авто в Великобритании упало на 25% - месяц стал худшим для местного автопрома с 1991 г. Компания однако обещает не сокращать никого из 4800 сотрудников в период временного закрытия завода - все они получат базовые выплаты.
Предусматривает японский автоконцерн и сокращение производства в Японии и США. Стало известно, что на американских предприятиях объем выпуска уменьшится еще на 18 тыс. авто в текущем финансовом году, заканчивающемся в марте 2009 г. Таким образом, общее сокращение производства составит 50 тыс. ед. с августа, когда мировые продажи машин начали снижаться. На данный момент Honda планирует произвести 1,41 млн. авто в США в этом ФГ - на 20 тыс. меньше, чем в прошлом.
Представитель компании заверил, что ситуация не приведет к увольнениям - сотрудники получат зарплату в полном объеме, а также смогут взять оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск.
Концерн Mitsubishi отмечает падение спроса как внутри страны, так и на рынках США и Европы. Представители компании заявили, что намерены до января 2009 г. уволить временно нанятых специалистов. Наиболее крупные сокращения коснутся предприятий, выпускающих экспортные внедорожники. Также уже в ноябре планируется остановить сборочные линии на всех заводах в Японии на четыре дня, с декабря же будут сокращены рабочие смены и замедлена скорость конвейеров.
В начале недели об антикризисных мерах заявил и французский концерн Renault Group - в IV квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем производства планируется сократить примерно на 25%. «Мы сокращаем производство всех наших заводов по всему миру», - заявил гендиректор группы.
По его словам, автопроизводитель «готовится к худшему». «В 2009 г. европейский авторынок сократится как минимум на 20%, и стоит еще учитывать прекращение роста в странах с развивающейся экономикой», - отметил он. Тем не менее, компания не намерена отказываться от выпуска новых авто, запланированных на 2009-2011 гг.
В ноябре концерн заявил об уменьшении мировых продаж в октябре по сравнению с 2007 г. на 14,1%, при этом в Евросоюзе реализация снизилась на 18,6%. В связи с этим Renault принял решение приостановить производство на нескольких европейских заводах - с 20 ноября по 7 декабря будет закрыт завод в Румынии, на двух предприятиях во Франции конвейер будет остановлен с 20 ноября по 3 декабря и с 10 декабря по 3 января, в Испании один из заводов концерна прекратит работу на 11, другой - на 14 дней.
Коснулся кризис и российских производителей. «Группа ГАЗ» уже согласовала с профсоюзом компании введение сокращенной, трехдневной рабочей недели на Нижегородском и Ярославском заводах с 19 января 2009 г. Такое решение руководство объясняет введением режима гибкого планирования производства, сезонным снижением продаж и стремлением защитить персонал от увольнений.
«Группа» не исключает использование подобных мер на других предприятиях в регионах, однако массовых сокращений не планирует. При этом в октябре «ГАЗ» уже дважды приостанавливал производство на 10 рабочих дней – в результате чего недовыпущено 2000 «Газелей». В 2009 г. после перехода на сокращенную рабочую неделю заводы группы уменьшат еженедельный выпуск авто с 1000 до 600.
В связи с этим интересны планы американского автогиганта General Motors, оказавшегося из-за кризиса в очень тяжелом финансовом положении, по развитию производства на заводах в РФ.
В том же Таиланде концерн закрывает производство легковых авто и пикапов как минимум на месяц. 250 из 3000 сотрудников завода согласились на увольнение, остальные будут получать 75% зарплаты в течение приостановки. Стоит отметить, что почти 70% машин марки Chevrolet, произведенных на таиландском заводе GM, экспортируются в страны Юго-Восточной Азии. Южнокорейское подразделение GM планирует приостановить выпуск авто в декабре, а индийская «дочка» автоконцерна заявила о невыполнении плана по продажам в 2008 г.
Однако в РФ наблюдается несколько иная ситуация - в начале ноября компания ввела в эксплуатацию завод в Санкт-Петербурге стоимостью $300 млн. Президент «GM Европа» сообщил, что общая производительность завода составит 70 тыс. авто в год. «Мы верим, что сможем наращивать мощности на заводе в Санкт-Петербурге», - заявил он, добавив, что в ближайшие месяцы «с увеличением объемов производства» компания «будет проводить больше встреч с поставщиками». Согласно планам, на заводе будут работать 1,7 тыс. человек.
И вот уже 21 ноября российская компания «Автотор» совместно с GM открыли на этот раз в Калининграде первую очередь полнокомплектного производства. Инвестиции сторон составили €80 млн., производственные мощности - 80 тыс. машин в год, в будущем же объем производства намерены довести до 120 тыс. В ходе открытия автосборочных линий стороны также подписали соглашение о создании новых производственных мощностей в течение 2009-2010 гг.
В это же самое время российские автопроизводители - «АвтоВАЗ», «КАМАЗ» и «Группа ГАЗ» заявляют о проблемах со сбытом и планах о сокращении производства... К тому же на неделе стало известно о том, что конгресс США отложил до декабря вопрос о предоставлении финансовой помощи американской «Большой тройке» - General Motors, Ford и Chrysler.
Отметим, что из них наиболее критическое положение именно у GM, которой для «спасения» необходимо около $10-12 млрд. На родном рынке риторика автопроизводителя совсем иная – компания даже открыла специальный сайт, где просит граждан помочь повлиять на мнение властей и описывает все проблемы, с которыми столкнется американская экономика в случае банкротства автогиганта, которое может произойти уже через пару месяцев.
Что касается украинского рынка, то, несмотря на проблемы, ЗАЗ продолжает выпуск продукции. По словам почетного президента корпорации «УкрАВТО» Тариэла Васадзе, завод ни при каких условиях не остановит производство полностью. Он также заявил, что отрасль ожидает поддержки государства для избежания дальнейшего спада и закрепления хотя бы на достигнутом уровне.
Согласно данным Госкомстата, производство легковых авто в Украине за 10 месяцев 2008 г. увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24% - до 374 тыс. Однако только в октябре показатель снизился на 18,2% относительно сентября и на 24,9% - октября 2007 г.