2 июня 2009 г. АНТК им. Антонова и авиакомпания «Аэросвит», в международном аэропорту «Борисполь», провели презентацию первого регулярного рейса Ан-148 (регистрационный номер UR-NTA).
Первый рейс самолета состоялся по маршруту Киев-Харьков и считался техническим. Он отправлялся с делегацией министерства транспорта и связи, авиакомпании «Аэросвит», АНТК им. Антонова и журналистами. Обратным рейсом, из Харькова, привезли и первых пассажиров.
Как рассказал журналистам генеральный директор «Аэросвита» Костадин Ботев, первые две недели авиакомпания планирует отрабатывать технологические схемы работы с лайнером: обслуживание пассажиров на борту, обработка багажа, техническое обслуживание машины в аэропортах. На данный момент, самолет будет выполнять рейсы Киев-Харьков-Киев один раз в сутки.
Обслуживанием его будут заниматься как представители АНТК им. Антонова, так и «Аэросвита». Затем, машина отправится на авиасалон в Ле Бурже, где будет представлена ведущим западным перевозчикам в качестве альтернативы, на региональных рынках, традиционной технике от бразильского Embraer и канадского Bombardie. После возвращения с авиасалона, авиакомпания планирует увеличить интенсивность полетов до двух рейсов в сутки.
К рейсам в Харьков добавят ежедневные рейсы в Симферополь, Одессу и Львов. «В зависимости от опыта эксплуатации машины, во время первого месяца, мы будем принимать решение об увеличении интенсивности полетов на Ан-148. В идеале, мы рассчитываем, что самолет будет выполнять три и более рейсов в сутки, это 250 летных часов в месяц. Такого налета достаточно для окупаемости самолета», - заявил К.Ботев.
В дальнейшем, «Аэросвит» планирует расширить географию полетов, и с августа Ан-148 будет выполнять рейсы в Москву, Будапешт, Варшаву, Софию, Белград и Прагу. Для этого, во время презентации, был подписан меморандум с АНТК им. Антонова на поставку 10 Ан-148 в течение трех лет. Пока еще не решен вопрос, на каких условиях данные самолеты будут поставляться - на условиях финансового лизинга, операционного лизинга либо покупки.
Этот вопрос до сих пор не комментируют ни представители Минтранссвязи, ни АНТК им. Антонова. Более того, остается открытым вопрос о финансировании проекта, в свете информации о подаче судебных исков ГП «Лизингтехтранс» (находится в подчинении Минтранссвязи и выступает лизингодателем самолета Ан-148) на авиационный завод «Авиант», из-за несоблюдения производителем данной машины сроков поставки авиатехники.
Напомним, что согласно контракту, передача первого самолета была намечена на ноябрь 2008 г., второго - на январь-февраль 2009 г. Отвечая на вопрос корреспондента tbu.com.ua, по поводу исков глава Госавиаадминистрации, Александр Давыдов отметил, что Кабмин принял решение «урегулировать вопрос возникшей задолженности между предприятиями, и в ближайшее время проблема будет решена». Размер задолженности А.Давыдов оценил в сотни миллионов гривен, но затруднился назвать конкретную сумму и сроки ее погашения.
Без ответа остался и вопрос о поставке действительно первого серийного лайнера. Ведь представленный на презентации образец все же является экспериментальной машиной. По словам министра транспорта Иосифа Винского, второй Ан-148, который будет собран на «Авианте», и станет действительно первым серийным, представят до конца года. Его получат «Международные авиалинии Украины». В самой авиакомпании, хранят молчание и информацию не комментируют. Ситуацию прояснил А.Давыдов, который объяснил - существует неформальная договоренность между авиакомпаниями «Аэросвит», МАУ и Минтранссвязи о том, что поставки Ан-148 будут осуществляться в «шахматном» порядке - нечетные машины «Аэросвиту», четные - МАУ.
Правда существует опасность, что «почетным» эксплуатантом машины останется исключительно «Аэросвит». Дело в том, что в МАУ решения о принятии в эксплуатацию новой техники принимается с одобрения правления, в которое входят представители иностранных акционеров («Австрийские авиалинии» - tbu.com.ua), которые могут и не одобрить приобретение нового самолета украинского производства. Впрочем, первую машину еще надо построить.
По информации А.Давыдова, ГП «Лизингтехтранс» уже проплатил более 500 млн. грн. за первые три Ан-148 «Авианту». Степень готовности машин - 85%, 75% и 30%, соответственно. Он выразил надежду, что, по крайней мере, первая машина будет готова до конца года. На фоне трений «Авианта» и «Лизингтехтранса» в это вериться с трудом.
Между тем, Украину может опередить РФ, где развернуто аналогичное производство Ан-148 Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). Как рассказал tbu.com.ua, заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова Александр Кива, на ВАСО завершаются испытания первого серийного Ан-148 (№40-03). В июне ожидают выкатку машины, а уже в августе, на московском авиасалоне МАКС-2009 состоится передача его ГТК «Россия». Первый рейс должен состояться в сентябре. До конца года в Воронеже планируют выпустить еще две машины. Таким образом, россияне существенно опережают Украину, и планируют уже через несколько лет выйти на темпы производства в 30-40 машин в год.