ВР приняла постановление об отчете ВСК по вопросам проверки «Укрзализныци»

Верховной Рада принял постановление об отчете Временной следственной комиссии (ВСК) по проверке и оценке состояния Акционерного общества «Укрзализныця». Как сообщает корреспондент «Укринформа», соответствующее постановление Верховной Рады №7001 поддержали 282 народных депутата.

Согласно тексту приложения к постановлению, по результатам расследования ВСК пришла к выводу, что «Укрзализныця» в 2021 г. не смогла в полной мере удовлетворить потребности растущей экономики Украины в грузовых перевозках.

В частности, разрыв между динамикой изменения реального ВВП Украины и грузооборотом железнодорожного транспорта в 2021 г. составил 17,74%. Доходы государственной компании от грузовых перевозок составляют лишь 92,3% от уровня до эпидемического 2019 г., несмотря на рост тарифов в 2021 г. и получение от этого дополнительно 2400 млн. грн.

В ВСК отметили, что это обусловлено, в частности, тем, что УЗ не освоила дополнительных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, в то время как переориентация грузов на автомобильный транспорт была существенной. Среди главных факторов, которые на это оказали влияние, комиссия отделяет:

- большое количество штрафов за несвоевременную доставку грузов по вине АО «УЗ», составляющих за последние 3 года 378,6 млн. грн. В частности, за 7 месяцев 2021 г. такие штрафы с компании уже взысканы на сумму 46,6 млн. грн;

- значительное количество брошенных поездов. В сентябре прошлого года зафиксировано 349 таких грузовых поездов, в октябре - 407 и ноябре - 859 соответственно;

- отсутствие развития отношений с клиентами и партнерами, что приводит к потере транзитного потенциала Украины; его объемы становятся все меньше. В общем грузообороте доля транзитных грузов составляет 7%, в общих объемах перевозок - 4%. (В 2021 г. объемы перевозок транзитных грузов составили 11,5 млн. т, что на 1,0 млн. т или на 8,3% меньше, чем в 2020 г.);

- отсутствие опыта управления перевозками у топ-менеджмента УЗ, критическое состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта и тягового подвижного состава, занятость станционных путей выведенным из строя подвижным составом, снижение пропускной способности участков, неэффективная логистика и планирование перевозок.

«В целом, из-за непрофессионального управления, из-за оттока грузов на другие виды транспорта, из-за дискриминационных и коррупционных подходов к организации перевозок, недополученные доходы и убытки в секторе грузовых перевозок по состоянию на 2021 г. могут составлять от 6 до 8 млрд. грн. в год. Что свидетельствует о необходимости более тщательного контроля сектора грузовых перевозок железнодорожного транспорта со стороны акционера УЗ - Кабинета Министров и со стороны правоохранительных органов», - говорится в отчете ВСК.

В то же время, ВСК констатирует положительное влияние на АО «Укрзализныця» в результате инициативного подхода Министерства инфраструктуры Украины о повышении тарифов на грузовые перевозки, что позволит получить дополнительно только в 2022 г. более 14 млрд. грн.

Кроме этого, комиссия подчеркнула, что в УЗ сложилась практика невыполнения показателей финансового плана. В то же время персональную ответственность за это или за недостаточное качество планирования не понес ни один руководитель высшего уровня. Также не улучшается качество услуг по перевозке пассажиров.

«Никаких положительных и реальных изменений АО «Укрзализныця» не сможет достичь без активизации процесса реформирования железнодорожного транспорта Украины и анбандлинга, и создания отдельных бизнес-вертикалей УЗ. Однако процесс реализации стратегических документов президента Украины и КМУ по реформам в АО «Укрзализныця» откровенно провалены и наверстать упущенное время уже сложно», - подытожили в ВСК.

Источник: «Укринформ»




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua