В октябре европейский авторынок упал на 14,5%, Украина осталась на седьмом месте

В Европе в октябре падали все ключевые рынки, что заставляет волноваться всех основных производителей. Но еще был повод для оптимизма в Восточной Европе, где был зафиксирован рост в Польше (+12%), в Словакии (+18,5%) и Чехии (+7%). Неплохо сработали и дилеры в Австрии (+4%).

А вот в странах с большим рынком фиксировали снижение. В Германии продажи сократились на 8,2%, в Великобритании – на 23%, во Франции - -7,4%, в Италии - -18,9%, в Испании рынок потерял 40%.

На российском рынке зафиксирована стагнация +1%, а в Украине рост продаж составил всего 2%, но это все-таки «+». Исходя из ситуации в других европейских странах, уже можно предположить, что будет с нашим рынком в ближайшие месяцы.

Общий спад продаж по Европейским рынкам составил 14,5%, притом в Западной Европе продажи упали даже существеннее – 15,5%. Такой резкий спад продаж в благополучной Европе не фиксировали давно, это ниже уровня 1998 г.

Если проследить тренд спада продаж в Европе, то в ноябре стоит ожидать уже 25%-ого спада. Другими словами почти четверть запланированных объемов останется за пределами рынка.

После октябрьских результатов ожидается массовая остановка европейских автозаводов, которые будут отдыхать вплоть до конца января. Дилерам еще долго будет что продавать в период рождественских каникул.

В Европе из крупнейших концернов сильнее всего от кризиса страдает General Motors (-25%), уже потеряли почти четверть объемов Toyota (-23,6%) и Honda (-25,7%). А Land Rover утратил более 50% своих продаж. Очень плохи дела у Chrysler (-49%)/

По ситуации в октябре лучше других справляются с падением сбыта Volkswagen Group (-7,6%) и FIAT Group (-7,9%).

Если спад продаж затянется на продолжительное время, то европейский рынок прийдется покинуть нескольким производителям, так как затраты на продвижения их брэндов будут выше, чем доход от их продаж. Если вообще корректно сейчас говорить о доходах.

Тревожная ситуация на европейском рынке пугает своей непрогнозируемостью. Очевидно, что до конца года ситуация не улучшится и до января рассчитывать на улучшения не придется. Повальное сокращение производства во многих отраслях экономики может привести к затяжной рецессии. Все отделы маркетинга автомобильных концернов пытаются сейчас спрогнозировать «дно» будущего спада. О том, что он будет в 2009 году уже никто не сомневаются. Вопрос лишь на какую величину? Пока европейские аналитики оперируют однозначными числами и ожидают снижения в 2009 году на 8-9%.

В Украине ожидания более пессимистические: по оценкам AUTO-Consulting рынок может сократиться на величину 30-40%, а то и более. Но этот прогноз делался исходя из ситуации с макроэкономикой по итогам сентября. Однозначно, что она ухудшилась, но насколько? Сейчас трудно оценить глубину спада в экономике и доходах населения, так как кризис разразился внезапно и протекает очень быстротечно, статистика не поспевает за этим «полетом». Информация о закрытии предприятий и увольнении сотрудников поступает каждый день, но обобщенной картины пока нет. Соответственно и невозможно сделать прогноз, основываясь на новых реалиях.

Если в благополучных европейских странах уже фиксируют спады в двухзначных цифрах, то на что надеяться украинскому рынку? Тем не менее, автомобильный рынок всегда демонстрировал редкую живучесть. Даже в тяжелые времена, он был индикатором реальных процессов в теневой и белой экономиках. В AUTO-Consulting полагают, что в нынешних условиях «запас прочности» украинского автомобильного рынка уже исчерпан. Октябрь был последним месяцем с показателями роста. Уже в ноябре будет зафиксирован спад продаж, а в декабре он еще усугубится.

В условиях ограниченного кредитования спрос начнет концентрироваться в сторону более доступных автомобилей, доля кредитов снизится до 10-15%. Пока у клиентов еще есть накопления, которые они хотят тратить на автомобили, резкое «торможение» автокредитования не слишком отражалось на рынке. Типичный пример – результаты октября, где автокредиты занимали уже 24%, при этом рост продаж был 2%. Но как только накопления иссякнут – наступит болезненный спад.

Длительность кризиса сейчас не сможет спрогнозировать никто. К сожалению, в Украине ситуацию может окончательно испортить ручное вмешательство в рыночные процессы, как это уже было в мае 2008 г., когда после 80%-ого роста рынок внезапно обломился. Если «ручное» вмешательство затронет рынок в кризисный период – величины спадов даже трудно представить.

Ситуация с продажами в октябре 2008 г. в Европейских странах

 

Страна

Количество, октябрь 2008 г.

% год к году

1

GERMANY

258 814

-8,2

2

RUSSIA

232 144

+1,3

3

FRANCE

174 939

-7,4

4

ITALY

167 940

-18,9

5

UNITED KINGDOM

128 352

-23,0

6

SPAIN

77 660

-40,0

7

UKRAINE

58 177

+2,1

8

BELGIUM

42 998

-6,8

9

NETHERLANDS

41 943

-0,7

10

POLAND

27 658

+12,3

11

AUSTRIA

25 992

+4,0

12

ROMANIA

24 474

-10,6

13

SWITZERLAND

23 379

-3,9

14

SWEDEN

22 299

-22,7

15

GREECE

19 666

-6,7

16

PORTUGAL

14 678

-6,4

17

CZECH REPUBLIC

12 973

+7,0

18

HUNGARY

12 879

-16,0

19

DENMARK

11 327

-22,1

20

FINLAND

10 161

-8,3

21

NORWAY

8 390

-28,0

22

SLOVAKIA

6 775

+18,5

23

SLOVENIA

5 865

-0,3

24

LUXEMBURG

4 488

-4,3

25

BULGARIA

3 878

-0,8

26

IRELAND

1 748

-54,6

27

LITHUANIA

1 715

-24,5

28

ESTONIA

1 676

-33,8

29

LATVIA

1 183

-55,1

30

ICELAND

181

-85,8

Продажи основных производителей в Европе по итогам октября 2008 г.

Бренд

Количество, октябрь 2008 г.

% год к году

Все бренды

1 134 031

-14,5

VW Group

249 948

-7,6

VOLKSWAGEN

133 676

-6,0

AUDI

57 803

+3,3

SEAT

25 475

-19,5

SKODA

32 751

-19,0

Others (1)

243

-14,1

PSA Group

145 493

-16,3

PEUGEOT

75 911

-18,4

CITROEN

69 582

-13,8

FORD Group

111 971

-11,9

FORD

94 738

-7,0

VOLVO

17 233

-31,6

GM Group

94 479

-25,2

OPEL/VAUXHALL

77 144

-24,7

CHEVROLET

12 115

-26,4

SAAB

4 989

-27,7

GM (US)

231

-50,5

RENAULT Group

101 644

-19,1

RENAULT

84 287

-23,8

DACIA

17 357

+15,5

FIAT Group

93 952

-7,9

FIAT

74 828

-8,4

LANCIA

9 789

+6,9

ALFA ROMEO

8 959

-15,7

Others (2)

376

-30,8

BMW Group

66 242

-10,4

BMW

56 725

-8,4

MINI

9 517

-20,7

TOYOTA Group

54 612

-23,6

TOYOTA

52 728

-23,3

LEXUS

1 884

-31,6

DAIMLER

61 754

-16,6

MERCEDES

53 152

-16,9

SMART

8 602

-14,2

NISSAN

22 226

-16,4

HYUNDAI

19 973

-16,8

HONDA

17 268

-25,7

SUZUKI

19 383

-18,5

MAZDA

17 330

-11,8

KIA

17 198

-20,1

MITSUBISHI

9 067

-15,8

JAGUAR LAND ROVER Group

6 247

-36,5

LAND ROVER

3 679

-52,1

JAGUAR

2 568

+19,2

CHRYSLER

5 265

-49,4

Источник: AUTO-Consulting




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua