В Европе продолжается спад авто рынка: Украина вновь на 7 месте

Появились данные о продажах автомобилей в странах Европы. В декабре спад продолжился (-17,8%), хотя по сравнению с удручающими ноябрьскими показателями (-25%) уже не выглядит так зловеще. Но в Западной Европе дела по-прежнему обстоят хуже - там спад - 18,9%.

Если в отдельных странах удалось преломить ситуацию и даже выйти на рост продаж, то в Испании по-прежнему -50%, в Великобритании -21%, в Италии - 13%, во Франции -15%. На ключевом рынке Германии был зафиксирован небольшой спад -6,6%. В РФ также был спад в 10%. В Украине также недосчитались 16%, но продажи были лучше чем в ноябре.

В Восточной Европе в декабре ситуация неоднородна. Так, в Польше был зафиксирован рост спроса на 11%, в Словакии +20,8%. Чехия пребывала в стагнации, а на всех остальных рынках был спад. Страны Прибалтики дружно «упали» на -40-57%. Большой спад в Румынии -22%, а в Болгарии уже нет 40% рынка.

В ЕС по-прежнему обеспокоены развитием кризисных явлений, но активно ищут способы их победить. Торможение ключевых рынков говорит о том, что кризис в автобизнесе еще не закончил свои негативные влияния. Прогнозы на будущее пока не утешительные, но уже не сулят апокалипсис. В 1 квартале спад на ключевых рынках продолжится, и его величина будет зависеть от усилий властей по преодолению кризисных явлений в экономике. К примеру, Германия намерена стимулировать продавать б-у автомобили дополнительными премиями таким продавцам в размере €2,5 тыс. Франция будет поддерживать финансовый сектор, чтобы он не прекращал кредитование и целево поможет автопроизводителям.

В Испании пока нет четких планов по выходу из кризиса, который затронул сектор недвижимости и тянет за собой все остальные сферы. В Великобритании будут точечно помогать автопроизводителям, посему эффект будет не такой значительный.

Наиболее протекционистские действия по защите своего рынка предприняла РФ. Здесь не только повысили пошлины для иномарок и выделили кредиты автопроизводителям (правда только истинно российским), но и намерены закупать за бюджетные деньги только автомобили российских заводов. Государство будет датировать половину кредитной ставки при покупке российских машин, а также бесплатно доставит эти машины на Дальний Восток. Такой комплекс действий позволит по мнению российских властей приведет к сохранению объемов производства внутри РФ, но общий рынок ожидает спад в 19%.

В Украине в 2008 г. зафиксирован рекорд - 623 тыс. автомобилей, но положение Украины на европейской арене не изменилось - то же 7-е место, как и год назад. Шансов подняться на 6-е место Испании с продажами более 1 млн. в год нет даже теоретически. Хотя еще в начале 2008 г. они еще были. Уже в следующем году Украина может утратить и 7-е место, уступив его более стабильной Бельгии. Но все будет зависеть от экономической ситуации, и быстротечности кризиса в обеих странах.

Даже предварительные прогнозы на 1 квартал 2009 г. для Украины не утешительные. Спад продаж составит 30-40%, с ростом до 50% к концу квартала, а дальше… Уже сейчас в отдельных областях Украины фиксируют снижение продаж на 40-60%, притом это объемообразующие области и это тревожный сигнал. Украинские власти вначале подготовили план спасения автопрома, провели его через ВР, но после «вето» Президента ситуация выглядит абсолютно нелогично. Получается, что защищать рынок власти взялись с помощью повышения акцизного сбора на все автомобили, дифференцировав их по мере роста объема двигателя. В дополнение дополнительную нагрузку возложили на покупателя, увеличив налог с владельцев транспортных средств опять дифференцировав его от «кубиков». Но и для уже имеющихся авто также подняли налоги, притом чем старше авто - тем больше налогов. Насколько такой конгломерат налогов будет спасать рынок? Время покажет. Пока же украинцам стоит готовится к росту стоимости автомобилей в гривневой составляющей до 45% при полном сворачивании кредитных программ. В декабре по данным AUTO-Consulting кредитование на авторынке составило менее 5% и было представлено реально лишь в 4-х дилерских сетях. Такой объем автокредитов уже не делает погоды на авторынке. В 1 квартале 2009 г. этот показатель может еще больше снизиться. В таких условиях автомобильным операторам необходимо срочно менять сбытовую политику, ориентируясь только на «кэш» в условиях снижения темпов роста доходов населения.

Источник: InfoCar




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua