Узбекистан и Азербайджан могут значительно увеличить внешнеторговый оборот благодаря транзитным коридорам

Узбекистан и Азербайджан могут значительно повысить внешнеторговый оборот благодаря транзитным коридорам. Об этом сказал в среду Trend исполнительный директор Центра «Стратегия развития» (Узбекистан) Эльдор Туляков.

Э.Туляков отметил, что двустороннее и многостороннее сотрудничество между Узбекистаном и Азербайджаном динамично развивается на протяжении более 30 лет.

«Высокий стратегический уровень сотрудничества достигнут благодаря тесному диалогу и взаимопониманию президентов двух стран. За последние пять лет товарооборот между Узбекистаном и Азербайджаном вырос почти в семь раз: с $17,1 млн. в 2016 г. до $118,9 млн. в 2021 г. По данным Госкомстата Узбекистана, в 2021 г. объем двусторонней торговли с Азербайджаном составил $118,9 млн., увеличившись на 42% по сравнению с 2020 г. При этом за январь - май 2022 г. объем товарооборота между странами составил $66,4 млн. и по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. вырос уже на 49,1%. Следует отметить, что Азербайджан входит в число немногих стран, с которыми Узбекистан имеет положительное сальдо в торговле. В 2021 г. данный показатель с Азербайджаном составил $33 млн.», - сказал эксперт.

Кроме того, отметил он, Азербайджан является важной страной, через которую проходят основные транспортные маршруты в Турцию и другие страны Европы (железнодорожные и автомобильные), и эти маршруты следует далее расширять, особенно учитывая нынешнюю ситуацию на мировой арене.

«К примеру, уже функционируют железнодорожный коридор - внешнеторговый маршрут Узбекистана в западном направлении - Ташкент - Кунград - Бейнеу - Актау - Баку - Тбилиси - Поти - страны Европы. А также автотранспортный коридор AH5 (Международная азиатская сеть) Китай - Казахстан - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Болгария, Е60 (европейское направление) - Франция - Швейцария - Австрия - Германия - Венгрия - Румыния - Грузия - Азербайджан - Туркменистан - Узбекистан - Таджикистан - Кыргызстан - Китай. При этом Узбекистан и его партнеры в западном направлении - Турция, Азербайджан, Грузия и другие заинтересованы в продвижении мультимодального транспортного коридора Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа, пролегающий через территорию Китая, стран Центральной Азии, Каспий, Кавказ, Турцию и страны Европы», - сказал эксперт.

Э.Туляков отметил, что по оценкам экспертов, реализация данного транспортного коридора сокращает время передвижения товаров из Центральноазиатских стран втрое.

«Кроме того, реализация данного мультимодального транспортного коридора через Узбекистан и Азербайджан позволит нашим странам значительно повысить их внешнеторговый оборот, а также может значительно увеличить объем транзитных перевозок грузов через их территорию. На примере Узбекистана объемы транзитных перевозок грузов могут увеличиться с нынешних около 10 млн. т до 23 млн. т в 2030 г.», - сказал эксперт.

По его словам, в нынешних кризисных условиях и на фоне вызовов в сфере продовольственной безопасности актуализируется вопрос диверсификации транспортных маршрутов, соединяющих Центральную Азию с Востоком и Западом через Каспий, Кавказ и далее - в Европу.

«В этой связи транспортные коридоры - как железнодорожные, так и автодорожные, развитие транспортной инфраструктуры, реализация общих транспортных проектов становятся важными направлениями сотрудничества для многих стран, в т.ч. для Узбекистана и Азербайджана», - сказал эксперт.

При этом наиболее актуальными становятся дальнейшее углубление торгово-экономического взаимодействия, развитие транспортно-коммуникационных связей и инфраструктуры, а также расширение промышленной и транзитной кооперации, подытожил он.

Источник: TREND




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua