«Укрзализныця» поддерживает имплементацию задач президента Украины и Кабинета Министров по либерализации рынка тяги. Об этом заявил директор по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев, сообщает пресс-центр УЗ.
По словам А.Рязанцева, подразделения «Укрзализныци» уже готовятся к введению частной тяги, поскольку первые пилотные проекты, предусмотренные Мининфраструктуры, должны быть введены до конца 2019 г. Поэтому актуально - обсуждение способов имплементации, времени и графика внедрения частной тяги на украинском путях.
«Сегодня уже не стоит вопрос: «быть или не быть частной тяге?». Сейчас нужно решать, какую частную тягу мы хотим видеть на рынке, кто должен быть перевозчиком. Нужно определить круг потенциальных игроков на этом рынке и то, какие законодательные акты для этого необходимо принять», - отметил А.Рязанцев.
Он также отметил, что введение частной тяги не даст быстрого улучшения по всем направлениям деятельности УЗ. По его мнению, нужно определить совершенно новую систему координат и сформулировать четкие и правильные подходы к работе в новых условиях. «Сегодня «Укрзализныця», с одной стороны, определенная государством как корпорация, которая должна обеспечить прибыли, а с другой - должна передать часть своих функций другим игрокам. В то же время мы должны услышать мнение участников рынка, которые хотят и имеют возможности принять участие во внедрении рынка частной тяги на украинской железной дороге», - отметил А.Рязанцев.
Свою позицию по либерализации рынка тяги выразили представители бизнеса в ходе круглого стола «Частная тяга - новые правила игры», который состоялся на днях в Киеве. В частности, по мнению президента АП «Укрметаллургпром» Александра Каленкова, для открытия частной тяги необходимо обновлять локомотивы, что требует миллиардных инвестиций. Также нужно определить, какая инфраструктура останется в «Укрзализныце», чтобы она была прибыльной. Он считает, что для введения частной тяги нужно сначала реализовать пилотные проекты, а уже потом сформировать четкий график имплементации инициатив, определенных законодательством.
Директор по развитию бизнеса компании «Лемтранс» Дмитрий Демидович отметил, что альтернативы открытому либеральному рынку тяги сегодня нет. В то же время, по его мнению, либерализация рынка тяги - это не только возможности, но и определенные риски. Они связаны, в частности, с технологическими особенностями организации перевозок, шириной колеи, формированием конкуренции на рынке, которая перезагрузит систему взаимоотношений между перевозчиками, грузовладельцами и государством. Со своей стороны в компании готовы принять участие в эксперименте по внедрению частной тяги на отдельном участке Приднепровской железной дороги протяженностью 250 км, где осуществляются перевозки угля. Предполагается, что частной тягой грузы на этом участке будут доставляться к месту назначения за 5 дней, а не за 8 дней, как сегодня.
Менеджер по логистике Ferrexpo Виталий Олейник сообщил, что в Ferrexpo давно готовы к частной тяге. В то же время компания не рассматривает собственные локомотивы как инструмент, на котором можно зарабатывать и получать какую-то доходную часть. Ferrexpo имеет свои электровозы и тепловозы и планирует частную тягу использовать исключительно для собственных перевозок в своем подвижном составе. Виталий Олейник также отметил, что нужен порядок допуска частных локомотивов на пути общего пользования.
Технический директор ООО «Украинская локомотивостроительная компания» Владимир Крот отметил, что сегодня на рынке железнодорожных перевозок не хватает тепловозов, электровозов и маневровых локомотивов. По его мнению, нужна универсальная тяга, которая способна работать на разных маршрутах. Со своей стороны компания планирует покупать новые локомотивы и выходить на рынок железнодорожных перевозок. Владимир Крот также убежден, что сегодня нужны не эксперименты с введением частной тяги для отдельных перевозок, а создание на законодательном уровне четких и одинаковых для всех участников правил игры.
tbu.com.ua