Украина входит в пятерку крупнейших потребителей автогаза

По объемам использования сжиженного газа на транспорте Украина входит в пятерку крупнейших на планете - в 2020 г. объем потребления этого ресурса превысит 2 млн. т. В структуре реализации моторного топлива доля сжиженного газа достигла 33%. Об этом «Укринформу» сообщили в пресс-службе Консалтинговой группы «А-95».

В то же время, по мнению аналитиков, структура потребления моторного топлива в Украине нуждается в коррекции для максимального использования нефтеперерабатывающих мощностей, выравнивания торгового баланса и увеличения налоговых поступлений.

«Украинская корзина моторных топлив нетипична с точки зрения мировой практики и порождает целый ряд серьезных проблем. Это прежде всего упадок и вполне вероятное исчезновение внутренней нефтепереработки, снижение налоговых поступлений, увеличение импорта сжиженного газа и дизтоплива из России и Беларуси», - заявил директор «А-95» Сергей Куюн.

Эксперт отмечает, что причина диспропорции в потреблении нефтепродуктов - несбалансированное налогообложение. Акциз на сжиженный газ в четыре раза ниже, чем на бензин, - 52 против €213 за 1000 л. Почти вдвое ниже, чем акциз на бензин налог на дизтопливо - €139,5 за 1000 л.

Такой перекос привел к деформации в потреблении, поскольку топливо с низким акцизом становится более привлекательным для потребителя. Так, с 2013 г. по 2019 г. потребление сжиженного газа в Украине выросло на 115%, дизтоплива - на 17%, тогда как использование бензина сократилось на 43%.

«Огромный спрос на сжиженный газ и дизтопливо стимулирует их импорт, более 70% которого приходится на РФ и Беларусь. Между тем украинские НПЗ, которые работают на украинском и нероссийском импортном сырье, загружены менее чем на 50%. Они не имеют возможности продать бензин, а отказаться от его выпуска невозможно технологически», - сказал С.Куюн.

Переход потребителей на топлива с низким налогом бьет и по госбюджету, напомнил эксперт. Акцизы по нефтепродуктам являются основным источником наполнения Дорожного фонда, из которого финансируется строительство и ремонт дорог.

Для выхода на оптимальную корзину потребления нефтепродуктов необходима коррекция ставок акциза. По расчетам экспертов Консалтинговой группы «А-95», если сегодня акциз на газ составляет 24,4% от акциза на бензин, то для решения задачи сбалансированного нефтепродуктообеспечения это соотношение должно составлять не менее 70 - 75%. При этом акцизный налог на дизтопливо можно оставить на нынешнем уровне.

«Бензин станет доступнее, сжиженный газ подорожает, но сохранит свою ценовую привлекательность, НПЗ получат перспективу развития, рынок снизит зависимость от импорта, а государство получит дополнительные налоги», - заявили в «А-95», подчеркнув, что выход на новую структуру потребления будет плавным и займет не менее пяти лет.

Как сообщал «Укринформ», по данным Госстата, с августа 2019 г. по август 2020 г. в Украине подешевели все виды моторного топлива, кроме сжиженного газа, цена на который выросла на 2,2% - до 12,01 грн. за 1 л.

Источник: «Укринформ»




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua