ПрАТ «Українське Дунайське пароплавство» (УДП) розглядає різні варіанти подальшої долі свого пасажирського флоту, включно з продажем суден. Про це повідомила прес-служба УДП.
З 2014 р. пасажирські перевезення стабільно завдають пароплавству збитки. Навіть рекордний обсяг перевезень у 2018 - 2019 рр. призвів до такого ж рекордного зростання витрат (паливо, зарплати, технічне обслуговування тощо), в результаті сума збитків залишилася приблизно на тому ж рівні - орієнтовно 30 млн. грн. за сезон. За підсумками 2022 р. пасажирський сегмент згенерував 25 млн. грн. збитку.
Зазначається, що загалом на дотації «пасажирам» за минулі роки витрачено понад €8 млн. За ці кошти підприємство, наприклад, могло побудувати 25 SLG барж.
«Наразі флот УДП налічує чотири пасажирські теплоходи - «Дніпро», «Волга», «Україна», «Молдавія» та прогулянковий теплохід «Євгеній Косяков», які перебувають у відстої. «Молдавія» та «Україна» - у Лінці в очікуванні рішення щодо постановки на ремонт на завод ÖSWAG. Утримання суден на час стоянки становить близько €10 тис. на місяць на судно. Більш старі «Дніпро» та «Волга», які взагалі не користуються попитом у фрахтувальників, знаходяться в Ізмаїлі та використовуються як житло для наших приїжджих працівників, адже винаймати житло у місті з огляду на наплив переселенців далеко на всім по кишені», - розповідає заступник генерального директора з експлуатації флоту УДП Руслан Скрябін.
УДП ніколи самостійно не займалося оперуванням пасажирським флотом. Для цього потрібно отримати ліцензію туроператора, щоб відкрити свою турагенцію, розвивати свою мережу продажу квитків, напрацьовувати базу даних клієнтів, налагоджувати співпрацю з місцевими туроператорами і таке інше. Тому пароплавство завжди домовлялося про співпрацю з фрахтувальником - оператором круїзних турів.
У 2022 р. були сподівання, що туристичний ринок нарешті оговтається від локдаунів, спричинених епідемією коронавірусу. Можна було підняти ставки фрахту та вийти на беззбиткову роботу. Але навігація 2023 р. взагалі не склалася.
Останні роки постійним фрахтувальником флоту УДП виступала компанія BigXtra Touristik, яка входить до FTI Group, чия основна діяльність - туристичний та готельний бізнес. Але в 2022 р. у BigXtra змінилося керівництво, і рішення про навігацію на 2023 р. не приймалося аж до 30 листопада. Лише на початку зими, посилаючись на погану кон’юнктуру ринку, компанія запропонувала зафрахтувати на 2023 р. лише одне судно. Це при тому, що в круїзному бізнесі контракти на наступний рік зазвичай укладаються ще в червні.
Розглядались інші пропозиції, наприклад, від компанії Donau Touristik, але вони відмовились від фрахту, адже не встигали продати тури. Ситуацію погіршувало те, що «Україна» та «Молдавія» потребують капітального ремонту для отримання класу Регістру на наступні п’ять років. За попередніми оцінками, це обійдеться УДП в суму не менше €800 тис. Адже за останні п’ять років у ремонт пасфлоту майже нічого не вкладалося.
Відповідно до вимог Регістру судноплавства України, треба провести повний огляд технічної частини та корпусу. Теплоходи потребують підняття на сліп з вимірюванням залишкових товщин корпусу, та заміною ділянок з невідповідною товщиною металу. Також треба провести огляд гвинторульового комплексу та підрулюючого пристрою, щоб уникнути поломки та подальшого виходу судна з експлуатації, що може спричинити зрив зобов’язань і виплату стягнення фрахтувальнику та компенсації туристам.
«Вочевидь, співвідношення витрат і доходів, які може принести пасфлот, не є рівноцінним. Тому сьогодні активно розглядаємо різні варіанти подальшої долі пасажирського флоту. Як один з варіантів, запропонувати Німеччині, Австрії, Угорщині, Словаччині використовувати теплоходи під житло в рамках програми підтримки українських біженців. Вже проведено попередню роботу, є компанії, які підтвердили свою зацікавленість у цьому напрямі. За сумою дохід може бути рівноцінним фрахту за круїз за низькою фрахтовою ставкою. Але знову ж таки виникає питання - наскільки тривалими можуть бути ці програми, адже ми продовжуємо нести витрати, навіть коли теплоходи знаходяться у відстої. Що ми будемо робити з теплоходами через декілька років, коли нам їх повернуть у стані, який не дозволяє подальшу експлуатацію», - говорить Скрябін.
В УДП зазначають, що ця ситуація не унікальна. Інші судноплавні компанії також опиняються перед складним вибором, що роботи зі старим флотом, перевезення яким з багатьох причин стають нерентабельними. В таких випадках пасажирські судна перетворюють на плавучі готелі, казино, ресторани.
За словами заступника генерального директора УДП, окупити інвестиції у €800 тис. при наявних ставках фрахту неможливо. В кращому випадку, за умови роботи як мінімум трьох суден, флот зможе вийти на беззбиткову роботу. Але через деякий час у ремонти та оновлення потрібно буде знову вкладати чималі кошти. Жодний бізнес, жодне підприємство не може собі такого дозволити.
Як один із можливих варіантів - це спробувати провести відкритий конкурс серед фрахтувальників на 2024 р. Якщо результати виявляться незадовільними - ставити питання про можливий продаж суден. Для підприємства набагато вигідніше отримати декілька мільйонів євро та посилити вантажний флот, який працює з великим прибутком, позбувшись активу, що генерує та буде генерувати лише збитки.
ПрАТ «УДП» здійснює річкові вантажоперевезення по Дунаю. Компанія експлуатує понад 20 самохідних суден вантажного річкового флоту та приблизно 200 несамохідних суден, що дозволяє оперувати приблизно 20 баржевими караванами. Основу вантажів у 2022 р. складають зернові та металургійна сировина. Крім того, компанія почала розвивати напрям контейнерних перевезень і запустила регулярні контейнерні каравани.
Компанія у 2022 р. збільшила перевезення вантажів порівняно з 2021 р. Зокрема, у січні - жовтні річковим флотом перевезено майже 1,5 млн. т вантажів.
За підсумками 2022 р. ПрАТ «УДП» одержало понад 1 млрд. грн. прибутку після 38 млн. грн. збитку за попередній рік.
Джерело: Порти України
УДП не исключает возможность продажи пассажирского флота
ПрАО «Украинское Дунайское пароходство» (УДП) рассматривает разные варианты дальнейшей судьбы своего пассажирского флота, включая продажу судов. Об этом сообщила пресс-служба УДП.
С 2014 г. пассажирские перевозки стабильно наносят пароходству ущерб. Даже рекордный объем перевозок в 2018 - 2019 гг. привел к такому же рекордному росту расходов (топливо, зарплаты, техническое обслуживание и т.п.), в результате сумма убытков осталась примерно на том же уровне – ориентировочно 30 млн. грн. за сезон. По итогам 2022 г. пассажирский сегмент сгенерировал 25 млн грн. ущерба.
Отмечается, что в целом на дотации «пассажирам» за прошлые годы израсходовано более €8 млн. За эти средства предприятие, например, могло построить 25 SLG барж.
«В настоящее время флот УДП насчитывает четыре пассажирских теплохода - «Днепр», «Волга», «Украина», «Молдавия» и находящиеся в отстое прогулочный теплоход «Евгений Косяков». «Молдавия» и «Украина» - в Линце в ожидании решения о постановке на ремонт на завод ÖSWAG. Содержание судов на время стоянки составляет около 10 тыс. евро в месяц на судно. Более старые «Днепр» и «Волга», вообще не пользующиеся спросом у фрахтователей, находятся в Измаиле и используются как жилье для наших приезжих работников, ведь снимать жилье в городе учитывая наплыв переселенцев далеко на всем по карману», - рассказывает заместитель. генерального директора по эксплуатации флота УДП Руслан Скрябин.
УДП никогда без помощи других не занималось оперированием пассажирским флотом. Для этого нужно получить лицензию туроператора, чтобы открыть свое турагентство, развивать свою сеть продаж билетов, нарабатывать базу данных клиентов, налаживать сотрудничество с местными туроператорами и так далее. Поэтому пароходство всегда договаривалось о сотрудничестве с фрахтователем – оператором круизных туров.
В 2022 г. были надежды, что туристический рынок наконец-то оправится от локдаунов, вызванных эпидемией коронавируса. Можно было поднять ставки фрахта и выйти на безубыточную работу. Но навигация 2023 г. вообще не сложилась.
Последние годы постоянным фрахтователем флота УДП выступала компания BigXtra Touristik, входящая в FTI Group, чья основная деятельность – туристический и гостиничный бизнес. Но в 2022 г. у BigXtra сменилось руководство, и решение о навигации на 2023 г. не принималось вплоть до 30 ноября. Только в начале зимы, ссылаясь на плохую конъюнктуру рынка, компания предложила зафрахтовать на 2023 г. только одно судно. Это при том, что в круизном бизнесе контракты на следующий год обычно заключаются еще в июне.
Рассматривались другие предложения, например от компании Donau Touristik, но они отказались от фрахта, поскольку не успевали продать туры. Ситуацию усугубляло то, что «Украина» и «Молдавия» нуждаются в капитальном ремонте для получения класса Регистра на следующие пять лет. По предварительным оценкам это обойдется УДП в сумму не менее €800 тыс. Ведь за последние пять лет в ремонт пасфлота почти ничего не вкладывалось.
Согласно требованиям Регистра судоходства Украины, необходимо провести полный осмотр технической части и корпуса. Теплоходы требуют поднятия на слип с измерением остаточных толщин корпуса и заменой участков с несоответствующей толщиной металла. Также нужно провести осмотр винторулевого комплекса и подруливающего устройства, чтобы избежать поломки и дальнейшего выхода судна из эксплуатации, что может повлечь за собой срыв обязательств и выплату взыскания фрахтователю и компенсации туристам.
«Очевидно, соотношение расходов и доходов, которые может принести пасфлот, не равноценно. Поэтому сегодня активно рассматриваем разные варианты дальнейшей судьбы пассажирского флота. Как один из вариантов предложить Германии, Австрии, Венгрии, Словакии использовать теплоходы под жилье в рамках программы поддержки украинских беженцев. Уже проведена предварительная работа, есть компании, которые подтвердили свою заинтересованность в этом направлении. По сумме доход может быть равноценным фрахту за круиз по низкой фрахтовой ставке. Но опять же возникает вопрос - насколько продолжительными могут быть эти программы, ведь мы продолжаем нести расходы, даже когда теплоходы находятся в отстое. Что мы будем делать с теплоходами через несколько лет, когда нам их вернут в состоянии, которое не позволяет их дальнейшую эксплуатацию», - говорит Скрябин.
В УДП отмечают, что эта ситуация не уникальна. Другие судоходные компании также оказываются перед сложным выбором работы со старым флотом, перевозка которым по многим причинам становятся нерентабельными. В таких случаях пассажирские суда превращают в плавучие отели, казино, рестораны.
По словам заместителя генерального директора УДП, окупить инвестиции в €800 тыс. при имеющихся ставках фрахта невозможно. В лучшем случае, при условии работы как минимум трех судов флот сможет выйти на безубыточную работу. Но через некоторое время в ремонты и обновления нужно будет снова вкладывать немалые средства. Никакой бизнес, ни одно предприятие не может себе такого позволить.
Как один из возможных вариантов - это попытаться провести открытый конкурс среди фрахтователей на 2024 г. Если результаты окажутся неудовлетворительными - ставить вопрос о возможной продаже судов. Для предприятия гораздо выгоднее получить несколько миллионов евро и усилить грузовой флот, который работает с большой прибылью, избавившись от генерирующего актива и генерирующего лишь убытки.
ПрАО «УДП» осуществляет речные грузоперевозки по Дунаю. Компания эксплуатирует более 20 самоходных судов грузового речного флота и около 200 несамоходных судов, что позволяет оперировать примерно 20 баржевыми караванами. Основу грузов в 2022 г. составляют зерновое и металлургическое сырье. Кроме того, компания начала развивать направление контейнерных перевозок и запустила регулярные контейнерные караваны.
Компания в 2022 г. увеличила перевозку грузов по сравнению с 2021 г. В частности, в январе - октябре речным флотом перевезено почти 1,5 млн. т грузов.
По итогам 2022 г. ПрАО «УДП» получило более 1 млрд. грн. прибыли после 38 млн. грн. убытка за предыдущий год.
Источник: Порти України