Туркмения намерена закупить танкеры для поставки нефти в Иран

Туркмения создаст собственный морской торговый флот, заявил ее президент Гурбангулы Бердымухаммедов. Страна хочет укрепить свой статус в Каспийском регионе, считают эксперты.

«Чем быстрее мы его создадим, тем больше прибыли будет получать наше государство», - объяснил Бердымухаммедов на заседании правительства необходимость создания флота, поручив подготовить соответствующие предложения.

Туркмения производит сравнительно немного нефти, отмечает Аджар Куртов из Института стратегических исследований. По данным BP Statistical Review, в 2008 г. страна добыла 10,2 млн. т (для сравнения: 44,7 млн. т добыл Азербайджан и 72 млн. т - Казахстан). Но нефтяной экспорт является весомой статьей внешней торговли страны: по данным Bloomberg, 32% стоимостного объема экспорта.

Основные потоки туркменской нефти идут в Иран, отмечает Куртов, других экспортных маршрутов нет, построить трубопровод в Иран невозможно по политическим соображениям, поэтому Туркмении и нужны танкеры. Это позволит оптимизировать экспортные поставки, считает аналитик Александр Ершов.

Ранее Туркмения ставила перед собой задачу более активной экспансии на нефтяном рынке: правительство подписало долгосрочную программу, которая предполагала годовую добычу в 50 млн. т уже в 2005 г., отмечает Куртов, но реальная добыча сейчас в пять раз меньше. По данным BP, пик в 10 млн. т был достигнут в 2003 г., в 2004-2007 гг. добыча снижалась на 4-8%, в 2008 г. выросла на 3,8%. Наличие флота может простимулировать рост добычи, полагает Ершов.

Экономическую целесообразность создания флота можно будет определить, когда начнется эксплуатация танкеров, подсчитав стоимость перевозки, отмечает Марк Дженкинс из группы компаний Simpson, Spence & Young, возможно, более выгодной окажется аренда судов.

Но главное - это вопрос статуса, считает Наталья Лещенко из Global Insight: «Флот нужен Туркменистану для увеличения политического веса». В каспийском регионе сейчас модно заявлять о своей самостоятельности в любом, даже хозяйственном вопросе, отмечает она. На Каспии танкеры есть и у Казахстана, и у Азербайджана, говорит Ершов. Другие страны имеют более мощный флот, и это не могло не вызывать раздражение Ашхабада, считает Лещенко. Вряд ли Туркмения стала бы использовать танкеры Азербайджана, с которым у нее спор за морские месторождения на Каспии, отмечает Куртов.

Источник: Дело




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua