США обвинили Китай в похищении российских технологий для своего истребителя «стелс»

Китай создал свой истребитель-невидимку пятого поколения на основе российских технологий, которые ушли в эту страну и были скопированы местными разработчиками. Такое мнение высказал старейший член Комитета вооруженных сил в Палате представителей американского Конгресса Бак Маккеон.

Он не исключил, что доступ к передовым технологиям китайцы получают при помощи кибершпионажа. В этом смысле Китай вызывает серьезную озабоченность у США, сказал конгрессмен.

Маккеон отметил, что ожидает «услышать больше информации» от главы Пентагона Роберта Гейтса, посещавшего Китай с визитом в то самое время, как там состоялся первый испытательный вылет новейшего истребителя J-20.

При этом член комитета скептично отозвался о планах министра обороны сократить национальные военные расходы. «Мы не должны упускать из виду Китай, Северную Корею и Иран, - подчеркнул он. - Мир небезопасен».

Напомним, 11 января J-20 совершил 15-минутный тестовый полет над аэродромом в городе Чэнду юго-западной провинции Сычуань, где ранее прошли его наземные испытания. Китайские электронные СМИ опубликовали фотографии самолета в воздухе, а позже в тот же день председатель КНР Ху Цзиньтао подтвердил в беседе с Гейтсом, что вылет состоялся.

Истребитель J-20 считают конкурентом российского новейшего Т-50 и американского F-22 Raptor - пока единственного в мире истребителя «стелс» пятого поколения, который уже стоит на вооружении.

Западные аналитики с некоторых пор высказывают опасения, что стремительное развитие китайских военных технологий, которые к тому же стоят намного дешевле американских и российских, может изменить баланс сил в горячих точках планеты.

При этом почти сплошь эти технологии основаны на российских ноу-хау - предпочитая не затрачивать силы и средства на собственные разработки, Китай просто копирует то, что уже сделали русские, считают аналитики. Чиновники РФ это только подтверждают: к примеру, они признали, что истребитель J-11B является «копией» российского Су-27.

В 1992 г. Китай стал первым покупателем Су-27 за пределами бывшего СССР, а в 1996 г. эта страна приобрела лицензию на сборку еще более крупной партии истребителей. Остро нуждаясь в твердой валюте в начале 1990-х, Кремль заключил с Пекином соглашение, по условиям которого сборка самолетов должна была происходить на китайской территории, но с использованием российской авионики, радаров и двигателей, причем налагался запрет на их экспорт.

В 2004 г. Китай расторг контракт, а уже в 2007 г. представил «собственную модификацию» истребителя под названием J-11B. Местные специалисты утверждали, что при «почти идентичном внешнем виде» эта машина на 90% состоит из оригинальных технологий, только двигатель на ней установлен российский. Так было до недавнего времени, когда китайским стал и двигатель.

С утечкой технологий в Китай сталкивается не только РФ, но и компании из других стран. Однако Россия как один из крупнейших экспортеров оружия на мировой рынок все больше рискует быть выбитой со своих позиций. Так, в 2009 г. Кремль пришел в ярость, узнав, что Азербайджан, бывшая союзная республика, начал переговоры о покупке китайских JF-17 - эта модель считается прямым конкурентом МиГ-29.

Источник: ТСН




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua