Сотрудничество Парижа и Варшавы в ядерной энергетике изменит политику ЕС - Welt

Стратегия Польши и Франции, делающих ставку на ядерную энергетику для достижения своих климатических целей, может изменить стратегию ЕС и оставить Германию за бортом. Об этом говорится в статье в немецком издании Welt, передает «Укринформ».

Новая «ядерная ось», создаваемая Польшей и Францией, может перевернуть политику ЕС относительно климата, а «Германия будет одинока со своим энергетическим переходом», - пишет издание.

В публикации упоминается встреча, которую почти никто не заметил: 15 октября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий принимал в Варшаве Жана-Бернара Леви, главу французской энергетической компании EDF, сделавшей предложение построить АЭС в Польше. Франция надеется выиграть этот тендер. EDF открыл офис в Варшаве в июле, а французское правительство назначило представителя по ядерному сотрудничеству с Польшей.

Польша уже много лет питала намерение войти в ядерную энергетику, а за последние несколько месяцев это желание переросло в конкретный проект, учитывая обязательство существенно сократить выбросы углекислого газа в ближайшие годы. На сегодняшний день страна получает более 70% энергии из угля - европейский рекорд. Если Польше, одной из самых промышленно развитых стран Европы, не удастся отказаться от ископаемого топлива, климатические цели ЕС вряд ли будут достигнуты.

Поэтому польское правительство планирует в дополнение к расширению возобновляемых источников энергии построить АЭС. Уже названы 4 потенциальных места для строительства реакторов: Любятово-Копалино, Жарновец, Патнов и Белхатув. Объем инвестиций составит €25 млрд., общая мощность - до 9 гигаватт. Первая электростанция может заработать в 2033 г. с помощью Франции.

Два государства в будущем могут стать «влиятельным дуэтом по вопросам энергетики», говорится в статье.

Для французов соглашение с Варшавой было бы двойной победой. В конце концов, речь идет не только о чрезвычайно выгодном контракте для госкомпании EDF, обремененной большими долгами. Едва ли не более важным является тот факт, что Париж получит союзника в своей лоббистской работе в Брюсселе.

С конца 2019 г. президент Эммануэль Макрон пропагандирует ядерную энергетику как «зеленую», экологичную. В частности, речь идет о разработке мини-реакторов, также известных как SMRs (малые модульные реакторы).

Политическая составляющая франко - польской «ядерной оси» имеет решающее значение также для Варшавы, которую в последнее время считают изолированной в Европе, чуть ли не маргинальной.

Эта "политическая смесь" поставила французов на ведущее место в ядерных планах Варшавы, ранее единственным фаворитом была американская компания Westinghouse. Польша традиционно поддерживает чрезвычайно тесные отношения с США, Вашингтон является важнейшим партнером Варшавы по вопросам безопасности. С начала года между двумя странами существует соглашение об атомном сотрудничестве. Американцы еще недавно говорили о планах построить реактор в Польше. Но в феврале Макрон вышел со своими предложениями, в то же время польское правительство выразило разочарование тем, что президент США Джо Байден «поддался» Москве в споре относительно газопровода «Северный поток-2». Варшава, как известно, является одним из самых громких критиков немецко - российского проекта и рассматривает его как угрозу энергетической безопасности Европы.

Как сообщалось, в 2000 г. правительство Германии приняло закон, установивший план поэтапной остановки АЭС и отказ от атомной энергетики, новые сроки закрытия реакторов были определены в 2011 г. после катастрофы на АЭС Фукусима. Согласно решению, 8 старейших реакторов из 17 действующих были остановлены. Для оставшихся 9 реакторов были установлены даты закрытия с 2015 по 2022 год. Но в последнее время на фоне планов ФРГ достичь климатической нейтральности до 2045 г. все громче раздаются голоса, что отказ от ядерной энергетики в такое время не является правильной идеей. Официальный Берлин делает ставку на газ (прежде всего российский) как «переходный энергоноситель».

Источник: «Укринформ»




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua