Румунський порт Констанца відвантажив понад 12 млн. т українського зерна після початку вторгнення РФії

Найбільший румунський морський порт Констанца після початку повномасштабного російського вторгнення в Україну відвантажив понад 12 млн. т українського зерна, в т.ч. - 8,6 млн. т у 2022 р., 3,33 млн. т - у І кв. 2023 р. Про це свідчать дані адмінстрації порту Констанца.

Загалом у 2022 р. Констанца відвантажила 24,01 млн. т зернових, у І кв. 2023 р. - 6,6 млн. т. Таким чином, минулого року українське зерно становило 36% усього експортного зернового трафіка порту, а в першому кварталі нинішнього року перевищило 50%.

Більша частина українського зерна до Констанци доправляється баржами через українські порти на Дунаї, вантажі також надходять залізницею та автотранспортом. Обробку українського вантажопотоку в порту здійснюють декілька стивідорних компаній. Більше половини українських вантажів обобляють компанії Comvex і TTS.

Проте, імовірно, нового маркетингового сезону експорт українського зерна через Констанцу буде зазнавати тиску через очікуваний високий врожай зернових у Румунії цього року. За оцінками консалтингової компанії Agritel, румунські фермери можуть збільшити збір пшениці цьогоріч до 10,35 млн. т, відновивши обсяги після минулорічної посухи. Зі свого боку консалтингова компанія AGRIColumn прогнозує, що врожай озимих у країні цього року перевищить середній п’ятирічний показник.

Новий урожай у Румунії, схоже, буде більше минулорічного. Це означає, що для українців може бути менше місця. Оператори не завдадуть шкоди своїм традиційним клієнтам», - сказав директор Comvex Віорел Панаїт у коментарі Reuters.

На думку керівника Comvex, який також очолює бізнес-асоціацію порту Констанца, більш ефективне управління рухом вантажівок і трафіком у порту здатне допомогти обробити зростаючий вантажопотік за відсутності нових портових потужностей зберігання, сумарна ємність яких нині становить близько 2 млн. т. У компанії AGRIColumn дотримуються схожої думки: щоб вирішити проблему перевантаженості, порту потрібні інвестиції та єдина ІТ-система диспетчеризації трафіку.

Натомість практичним рішенням, здатним уникнути надмірної завантаженості внутрішньопортової логістики і віднайти додатковий ресурс пропускної спроможності, може стати збільшення можливостей рейдової перевалки в акваторії Констанци.

Перевантаження на рейді вперше організувала румунська транспортно-логістична компанія TTS влітку минулого року. Відтоді технічні можливості перевалки на воді збільшуються за рахунок планомірного залучення додаткових плавкранів, яких станом на травень цього року налічується близько 20. За оцінками трейдера компанії Cargill Александру Нягу, такий технічний ресурс за сприятливих погодних умов здатний у наступному зерновому сезоні забезпечити перевалку 9 млн. т українського зерна лише на рейді порту.

Один із спільних проєктів рейдової перевалки в Констанці реалізують TTS і УДП, які планують нарощувати обсяг перевантаження.

Хоча Констанца залучила вантажопотік українського зерна після вторгнення, який нині перевищує третину усього зернового трафіка, поки найбільш успішним зерновим роком порту лишається 2021 р., коли було відвантажено рекордні 25,2 млн. т зернових. Тоді, крім власне румунських вантажів, стивідори порту обробляли зерно з Сербії, Угорщини, Австрії та Молдови.

Загалом у 2022 р., після початку масштабного російського вторгнення і переорієнтації українського експортно-імпортного трафіка, порт Констанца обробив 11,85 млн. т українських вантажів. Крім зернових, порт перевантажував українську залізорудну сировину, контейнери тощо. Обробка українського вантажопотоку дозволила порту Констанца у 2022 р. досягти рекордного вантажообігу, збільшивши показник порівняно з 2021 р. на 12% - до 75,5 млн. т.

Джерело: Порти України

 

Румынский порт Констанца отгрузил более 12 млн. т украинского зерна после начала вторжения РФ

Крупнейший румынский морской порт Констанца после начала полномасштабного российского вторжения в Украину отгрузил более 12 млн т украинского зерна, в т.ч. - 8,6 млн. т в 2022 г., 3,33 млн. т - в І кв. 2023 г. Об этом свидетельствуют данные админстрации порта Констанца.

В 2022 г. Констанца отгрузила 24,01 млн. т зерновых, в I кв. 2023 г. - 6,6 млн. т. Таким образом, в прошлом году украинское зерно составило 36% всего экспортного зернового трафика порта, а в первом квартале нынешнего года превысило 50%.

Большая часть украинского зерна в Констанцу доставляется баржами через украинские порты на Дунае, грузы также поступают по железной дороге и автотранспорту. Обработку украинского грузопотока в порту производят несколько стивидорных компаний. Более половины украинских грузов обобляют компании Comvex и TTS.

Однако, вероятно, в новом маркетинговом сезоне экспорт украинского зерна через Констанцу будет испытывать давление из-за ожидаемого высокого урожая зерновых в Румынии в этом году. По оценкам консалтинговой компании Agritel, румынские фермеры могут увеличить сбор пшеницы в этом году до 10,35 млн. т, восстановив объемы после прошлогодней засухи. Со своей стороны, консалтинговая компания AGRIColumn прогнозирует, что урожай озимых в стране в этом году превысит средний пятилетний показатель.

Новый урожай в Румынии, похоже, будет больше прошлогоднего. Это значит, что для украинцев может быть меньше места. Операторы не нанесут ущерба своим традиционным клиентам», - сказал директор Comvex Виорел Панаит в комментарии Reuters.

По мнению руководителя Comvex, также возглавляющего бизнес-ассоциацию порта Констанца, более эффективное управление движением грузовиков и трафиком в порту способно помочь обработать растущий грузопоток при отсутствии новых портовых мощностей хранения, суммарная емкость которых в настоящее время составляет около 2 млн. т. В компании AGRIColumn придерживаются похожего мнения: чтобы решить проблему перегруженности, порту нужны инвестиции и единая ІТ-система диспетчеризации трафика.

Практическим решением, способным избежать чрезмерной загруженности внутрипортовой логистики и найти дополнительный ресурс пропускной способности, может стать увеличение возможностей рейдовой перевалки в акватории Констанцы.

Перегрузку на рейде впервые организовала румынская транспортно-логистическая компания TTS летом прошлого года. С тех пор технические возможности перевалки на воде увеличиваются за счет планомерного привлечения дополнительных плавкранов, которых на май этого года насчитывается около 20. По оценкам трейдера компании Cargill Александру Нягу, такой технический ресурс при благоприятных погодных условиях способен в следующем зерновом сезоне обеспечить перевалку 9 млн. т. украинского зерна только на рейде порта.

Один из общих проектов рейдовой перевалки в Констанце реализуют TTS и УДП, планирующие наращивать объем перегрузки.

Хотя Констанца привлекла грузопоток украинского зерна после вторжения, превышающего треть всего зернового трафика, пока наиболее успешным зерновым годом порта остается в 2021 г., когда было отгружено рекордные 25,2 млн. т зерновых. Тогда, кроме румынских грузов, стивидоры порта обрабатывали зерно из Сербии, Венгрии, Австрии и Молдовы.

В 2022 г., после начала масштабного российского вторжения и переориентации украинского экспортно-импортного трафика, порт Констанца обработал 11,85 млн. т украинских грузов. Кроме зерновых порт перегружал украинское железорудное сырье, контейнеры и т.д. Обработка украинского грузопотока позволила порту Констанца в 2022 г. достичь рекордного грузооборота, увеличив показатель по сравнению с 2021 г. на 12% - до 75,5 млн. т.

Источник: Порти України




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua