РФії не вдалися «фокуси» у межах зернової угоди - експерт

У разі виходу РФії із зернової угоди безпеку суден у Чорному морі має гарантувати або Туреччина, або інша країна, яку залучить до такої операції турецька сторона чи ООН. Про це заявив у ефірі Українського Радіо керівник безпекових проєктів Центру глобалістики «Стратегія 21» Павло Лакійчук, передає Укрінформ.

Експерт зауважив, що метою РФії під час підписання цієї угоди було, формально дозволивши постачання українського зерна державам Африки, отримати політичні та економічні дивіденди.

«Вони (РФ - ред.) хотіли, щоб в обмін на підписання зернової угоди Туреччина вирішила з Україною питання експорту російського аміаку аміакопроводом Тольятті - Одеса - Чорне море, коли завантажуються судна на Одеському припортовому заводі. Також РФ хотіла, аби зняли санкції з експорту російських мінеральних добрив. Але всі ці фокуси РФії не вдалися, і Путін та його команда зрозуміли, що так, як вони хотіли, угода не працює. Вона працює, але не працюють ті механізми, які вони заклали туди як додаткові «міни», - зазначив Лакійчук.

За його словами, якщо РФія вийде з угоди, то гарантії транзиту морського трафіку суден в українські порти мають забезпечити Військово-Морські сили Туреччини або інших держав, які готова залучити до цієї операції як турецька сторона, так і ООН. «Вони можуть прийняти рішення про використання миротворчого контингенту, наприклад зі складу постійного операційного з'єднання НАТО в Середземному морі», - зауважив Лакійчук.

На його думку, ВМС Туреччини значно потужніші за російські, тож Анкара має всі можливості забезпечити спокій в акваторії Чорного моря при перевезенні українського зерна до держав Африки та Азії.

«Військово-Морські сили Туреччини за останні 30 років дуже зміцніли. Зараз, хоча турки не концентрують військові кораблі на постійній основі в Чорному морі, вони мають потужні ВМС, які ... значно перевищують можливості Чорноморського флоту РФ», - сказав експерт.

За його словами, головна турецька військово-морська база розташована у Гельджуку, в Ізмірській затоці, практично біля протоки Босфор: «Кораблі з Гельджуку можуть вийти в Чорне море в будь-який момент, це займе годину, максимум 2-3 - і вони вже будуть там. Для дій ВМС у Чорному морі турки мають цілу низку законсервованих баз».

З іншого боку, зауважив фахівець, турецька сторона контролює чорноморські протоки, спираючись на Конвенцію Монтре про хід військових кораблів у Чорному морі. «Й тут від турків багато залежить, якщо ООН чи якась інша міжнародна організація вирішить запустити в чорноморську ініціативу конвоювання суден ВМС інших держав», - зазначив експерт.

На його думку, малоймовірно, що росіяни наважаться атакувати цивільні судна під неукраїнськими прапорами в нейтральних водах, оскільки це означатиме поширення конфлікту на тих гравців, з якими Росія стикатися не збиралася.

«Якщо Туреччина надасть гарантії для зернового коридору, то це буде жорсткий крок. Турки вміють діяти жорстко, зокрема і щодо РФ», - наголосив експерт.

У цьому зв'язку він нагадав ситуацію в Сирії 2018 р., коли турецькі військові збили російський бомбардувальник: «Це був сигнал для Путіна, і він його зрозумів. Місяць чи два росіяни волали, що не купуватимуть турецькі апельсини та помідори, але все завершилося так, як розраховувала Анкара», - зауважив Лакійчук.

Він додав, що крім Туреччини у територіальних водах України безпеку суден можуть «гарантувати» і протикорабельні ракетні комплекси «Нептун», «Гарпун», які є на озброєнні України і які вже продемонстрували свою спроможність «у т.ч. російському крейсеру «Москва».

Джерело: «Укрінформ»

 

РФии не удались «фокусы» в рамках зерновой сделки - эксперт

В случае выхода РФ из зернового соглашения безопасность судов в Черном море должна гарантировать либо Турция, либо другая страна, которую привлечет к такой операции турецкая сторона или ООН. Об этом заявил в эфире Украинского Радио руководитель проектов безопасности Центра глобалистики «Стратегия 21» Павел Лакийчук, передает Укринформ.

Эксперт отметил, что целью РФии при подписании этого соглашения было формально разрешить поставки украинского зерна государствам Африки получить политические и экономические дивиденды.

«Они (РФия - ред.) хотели, чтобы в обмен на подписание зернового соглашения Турция решила с Украиной вопрос экспорта российского аммиака аммиакопроводом Тольятти - Одесса - Черное море, когда загружаются суда на Одесском припортовом заводе. Также РФ хотела, чтобы сняли санкции по экспорту российских минеральных удобрений. Но все эти фокусы РФ не удалось, и Путин и его команда поняли, что так, как они хотели, соглашение не работает. Она работает, но не работают те механизмы, которые они заложили туда, как дополнительные «мины», - отметил Лакийчук.

По его словам, если РФ выйдет из соглашения, то гарантии транзита морского трафика судов в украинские порты должны обеспечить Военно-Морские силы Турции или других государств, которые готовы привлечь к этой операции как турецкая сторона, так и ООН. «Они могут принять решение об использовании миротворческого контингента, например из состава постоянного операционного соединения НАТО в Средиземном море», - отметил Лакийчук.

По его мнению, ВМС Турции значительно мощнее российских, поэтому у Анкара есть все возможности обеспечить покой в акватории Черного моря при перевозке украинского зерна в государства Африки и Азии.

«Военно-Морские силы Турции за последние 30 лет очень окрепли. Сейчас, хотя турки не концентрируют военные корабли на постоянной основе в Черном море, у них есть мощные ВМС, которые... значительно превышают возможности Черноморского флота РФ», - сказал эксперт.

По его словам, главная турецкая военно-морская база расположена в Гельджуке, в Измирском заливе, практически у пролива Босфор: «Корабли из Гельджука могут выйти в Черное море в любой момент, это займет час, максимум 2-3 - и они уже будут там. Для действий ВМС в Черном море у турок есть целый ряд законсервированных баз».

Кроме того, отметил специалист, турецкая сторона контролирует черноморские проливы, опираясь на Конвенцию Монтре о ходе военных кораблей в Черном море. «И здесь от турок многое зависит, если ООН или какая-то другая международная организация решит запустить в черноморскую инициативу конвоирования судов ВМС других государств», - отметил эксперт.

По его мнению, маловероятно, что россияне отважатся атаковать гражданские суда под неукраинскими флагами в нейтральных водах, поскольку это означает распространение конфликта на тех игроков, с которыми Россия сталкиваться не собиралась.

«Если Турция предоставит гарантии для зернового коридора, это будет жесткий шаг. Турки умеют действовать жестко, в т.ч. и по РФ», - подчеркнул эксперт.

В этой связи он напомнил ситуацию в Сирии 2018 г., когда турецкие военные сбили российский бомбардировщик: «Это был сигнал для Путина, и он его понял. Месяц или два россияни вопили, что не будут покупать турецкие апельсины и помидоры, но все завершилось так, как рассчитывала Анкара», - заметил Лакийчук.

Он добавил, что кроме Турции в территориальных водах Украины безопасность судов могут «гарантировать» и противокорабельные ракетные комплексы «Нептун», «Гарпун», которые есть на вооружении Украины и уже продемонстрировали свою состоятельность «в т.ч. российскому крейсеру «Москва».

Источник: «Укрінформ»




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua