Реформа ж-д транспорта предусматривает переход на вертикально-интегрированную форму управления - Минтранссвязи ©

Реформа железнодорожного транспорта Украины предусматривает переход на вертикально-интегрированную форму управления, т.е. при изменении статуса и функций железной дороги в ее управлении остаются только объекты инфраструктуры: хозяйство перевозок с диспетчерской централизацией, грузовой и коммерческой работы, путевое, сигнализации и связи, а также хозяйство энергоснабжения. Об этом, как сообщила пресс-служба Минтранссвязи, говорилось 22 июля 2008 г. на «круглом столе» под председательством заминистра транспорта и связи Владимира Бадагова в МТСУ.

Согласно реформе, три наиболее затратных хозяйства должны быть переведены на вертикальную, т.е. функциональную форму управления и стать самостоятельными подразделениями «Укрзализныци». Это локомотивное хозяйство, доля которого в расходах дорог составляет 32%, вагонное хозяйство - 11% и пассажирское хозяйство - 12,4%.

«При переходе на бюджетную форму финансирования этих хозяйств мы за счет минимизации расходов сможем уменьшить стоимость инфраструктуры, тем самым создав благоприятные условия для частных операторских компаний - откроем путь конкуренции в этих трех сегментах деятельности железнодорожного транспорта», - подчеркнул во время «круглого стола» директор Департамента железнодорожного транспорта МТСУ Михаил Макаренко.

Создание вертикально-интегрированной формы управления также позволит снизить или прекратить темп роста доли транспортных расходов в цене продукции; а грузовые, пассажирские вагоны и локомотивы будут иметь одного хозяина. «Это будет стимулировать эффективную хозяйственную деятельность, - отметил М.Макаренко. - Сегодня же каждый начальник локомотивной, вагонной, пассажирской служб понимает, если он где-то и сэкономил, завтра все равно от этого ничего не получит».

Чтобы изменить ситуацию, по мнению В.Бадагова, нужно изменить статус железных дорог: сегодня они имеют статус юридического лица - прибыли, расходы, финансовые результаты, контингент, планы капиталовложений, приобретение подвижного состава формируют не железные дороги, а «Укрзализныця».

Создание же единого субъекта хозяйствования с экономической точки зрения позволит расширить возможности, в частности, обслуживания локомотивов, что, в свою очередь, позволит, в зависимости от типа потребляемой электроэнергии, увеличить среднесуточный пробег электровозов в 1,5-2 раза (сейчас он составляет 470-480 км, в мировой практике 1200-1400 км), улучшить обслуживание в вагонных депо, дистанций пути и сигнализаций. Это приведет к значительной минимизации расходов по этим хозяйствам, обеспечит единого налогоплательщика на прибыль и НДС, что улучшит процедуру контроля за этими платежами, сократит сроки платежей и ликвидирует такое явление, как перекосы по входящему и исходящему НДС.

Согласно сообщению, создание единого субъекта позволит также отказаться от так называемых «расчетных цен» и перейти на признанную в мировой практике систему бюджетирования, т.е. нормативно-сметное финансирование, и обеспечит формирование единого фонда амортизационных отчислений. Новая вертикально-интегрированная форма управления обеспечит переход от управления производством (затратными показателями) к управлению рентабельностью, а затем - к управлению капиталом.

tbu.com.ua




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua