Потребление СУГ в Украине начало сокращаться

Поставки автогаза на украинский рынок за I кв. 2021 г. составили 448 тыс. т, что 5,5 тыс. т превышает уровень аналогичного периода 2020 г. В то же время запасы ресурса на конец отчетного периода явно превышают прирост поставок, что может говорить о сокращении потребления в стране. Об этом сообщили в Консалтинговой группе «А-95». Указанный объем не включает импорт бутана для переработки «Карпатнефтехима».

По словам аналитика «А-95» Артема Куюна, для оценки реального потребления необходимо учитывать запасы на рынке. В большинстве случаев остатки газа в стране держатся на одном уровне, однако в данном случае ситуация иная. «В марте 2020 г. на фоне первого локдауна украинские трейдеры значительно сократили закупку ресурса и закончили с небольшими запасами, тогда как в марте 2021 г. на рынок поставлено на 12 - 15 тыс. больше необходимого объема. Таким образом, суммарные поставки на рынок увеличились на 5,5 тыс. т, однако реальное потребление упало на 5 - 7 тыс. т», - говорит А.Куюн.

По его словам, высокие цены на LPG по сравнению с бензином, скорее всего, сохранятся в 2021 г., что в результате может привести к сокращению объема украинского рынка на 3 - 5%.

Украинские трейдеры отмечают крайне слабую реализацию по итогу I кв. года. «Кое-где вышли в ноль, где-то минимально выросли, где-то есть заметное проседание», - описывает результаты розничных продаж представитель розничной сети, представленной преимущественно в восточной части страны.

Кроме того, ритейлеры отмечают значительный переток продаж среди разных сегментов операторов. «Многие заправки торгуют газом в ноль или в минус. Без реализации каких-либо оптимизационных схем конкурировать с ними невозможно, поэтому мы теряем клиентуру», - отметил представитель национальной сети АЗК.

По данным «А-95», импорт сжиженного газа в январе - марте 2021 г. увеличился на 3 тыс. т и составил 343,3 тыс. т, производство, соответственно, составило 104,6 тыс. т (+2,5 тыс. т).

Крупнейшим источником снабжения рынка остается РФ, хотя ее доля и сократилась на 5 процентных пунктов, до 34%. Снижение, в частности, зафиксировано по TERM-контрактам «Роснефти» (-18%) и «Лукойла» (-22%). В то же время спотовый объем за квартал вырос с 3,4 до 16,4 тыс. т.

Сокращение поставок из РФ компенсировалось 30%-м увеличением импорта из Казахстана, доля которого выросла с 20% до 26%. Основной объем поставлен «Тенгизшевройлом», еще 930 т отгрузили другие казахстанские производители.

Поставки из Беларуси остались практически на уровне прошлого года - около 70 тыс. т.

Ожидаемо активизировалось снабжение рынка с моря. За I кв. 2021 г. поставлено 13,8 тыс. т, тогда как в 2020 г. первый танкер был принят лишь в мае.

Напомним, потребление автогаза в Украине в 2020 г. увеличилось на 3%, или на 55 тыс. т, по сравнению с 2019 г. и составило 1,98 млн. т. Доля импорта в снабжении рынка автогаза составила 79%, на отечественное производство соответственно пришлось 21%.

Источник: EnKorr




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua