Переход АМПУ к модели порт-лендлорд будет способствовать комплексному развитию портов - ВБ ©

Всемирный банк презентовал отчет «Совершенствование управления портовой отраслью Украины». В течение 1,5 года консультанты Банка изучали вопросы управления, землепользования и взаимодействия между бизнесом, администрациями портов и местными властями. В итоге Всемирный банк пришел к выводу, что в процессе дальнейшего реформирования портовой отрасли Администрации морских портов Украины необходимо обеспечить внедрение в портах модели управления порт-лендлорд. Это будет способствовать комплексному планированию и развитию портов, улучшит условия для привлечения частных инвестиций и позволит усилить позиции Украины как страны-экспортера на мировом рынке. Об этом сообщает пресс-служба АМПУ.

Аналитики Всемирного банка отметили важную роль Украины на международных рынках как экспортера продовольственных товаров и продукции ГМК. Также они фиксируют высокий уровень заинтересованности частного бизнеса в портовой отрасли Украины. Однако вопрос перспективного развития земель в портах и на прилегающей территории, по мнению международных экспертов, может стать существенным сдерживающим фактором при дальнейшей реализации проектов государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций для модернизации инфраструктуры.

Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий и председатель Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрий Кисель со своей стороны заверили представителей международных организаций и бизнеса в поддержке реформ транспортного сектора со стороны власти с учетом международного опыта, мнения экспертов и всех участников рынка.

Министр инфраструктуры отметил, что для повышения эффективности управления госактивами в ноябре 2019 г. Мининфраструктуры обнародовало законопроект «О корпоратизации Администрации морских портов Украины»: «Это решение позволит госпредприятию в перспективе реорганизоваться в акционерное общество. Проект Корпоративной стратегии АМПУ до 2025 г. предусматривает приближения к признанной в мире модели управления портами - «порт-лендлорд». Это выход государства из стивидорной деятельности и внедрение интегрированного подхода к землевладению и землепользованию в портах. Это будет способствовать экономическому росту страны и эффективному привлечению инвестиций частного сектора. Министерство инфраструктуры поддерживает данную инициативу», - отметил министр.

Сейчас, по данным консультантов Всемирного банка, ситуация в украинских портах не укладывается ни в одну из четырех классических моделей функционирования портовой отрасли. На примере порта «Пивденный» эксперты проиллюстрировали, что земельные отношения при реализации инвестиционных проектов в портах могут быть крайне усложненными. Перспективные участки для застройки принадлежащих различным органам местной власти (коммунальные), областной администрации (государственный), частным субъектам. «Для привлечения крупных инвесторов это следует упорядочить. Наиболее эффективным в этой ситуации может быть приближения украинских портов к модели порт-лендлорд с предоставлением Администрации морских портов необходимых полномочий для системной координации планирования пользования портовыми землями и комплексного развития портовых территорий», - отметил ведущий экономист по вопросам транспорта Всемирного банка Луи Бланкас.

В свою очередь заместитель председателя Наблюдательного Совета Администрации морских портов Украины доктор Патрик Верхувен отметил, что существующую в мире модель порт-лендлорд необходимо адаптировать для Украины с учетом интересов государства, портовых городов и бизнеса. «Речь не идет об изменении существующих земельных правоотношений в порту. Внедрение новой модели требует лишь консолидации возможностей администрации порта по управлению, планированию и развитию портовых территорий», - подчеркнул он.

 «Механизм «порт-лендлорд» применяется во многих портах мира, в частности, Антверпене, Роттердаме, Сингапуре, где он доказал свою эффективность, поскольку является основой системного и понятного для всех заинтересованных сторон подхода к управлению портами. Мы очень благодарны Министерству инфраструктуры и Верховной Раде за поддержку инициатив по продлению портовой реформы, а Всемирному банку - за проведенную работу. И надеемся на дальнейшее сотрудничество в разработке следующего этапа - подготовке необходимых законодательных изменений и разработке мастер-плана развития портов с учетом возможностей автомобильного и железнодорожного транспорта, внутренних водных путей и производства основной экспортной продукции на территории Украины», - подытожил руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.

В мероприятии также приняли участие председатель Одесской ОГА Максим Куцый, Народные депутаты Украины, представители центральных и местных органов власти, бизнеса и отраслевых ассоциаций.

tbu.com.ua




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua