Неэффективная работа украинских НПЗ способствует росту цен на бензин - эксперт

Рост цен на бензин в Украине спровоцирован повышением акцизов на вывоз нефти и нефтепродуктов из России, а также недостаточной эффективностью работы шести украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). При этом фоном для очередного скачка цен стало повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты. Об этом 25 марта 2008 г. заявил представитель Украинской народной партии, экс-председатель «Укртранснафты» Александр Тодийчук.

Вместе с тем, эксперт назвал некорректными попытки владельцев НПЗ провести аналогию между украинскими и европейскими ценами на бензин, поскольку качество топлива абсолютно разное. «Украина, где значительная часть НПЗ находится под контролем российских компаний, критически зависима от ввоза российского сырья и нефтепродуктов», - указал А.Тодийчук, добавив при этом, что российская сторона делает все, чтобы «стимулировать переработку нефти на своей территории».

Например, отметил А.Тодийчук, Российская Федерация, в очередной раз повысив акцизы, довела до критической черты уровень прибыльности российских компаний-нефтетрейдеров. «В настоящее время шесть украинских НПЗ работают с незначительной мощностью», - констатирует он. В частности, по его словам, Херсонский НПЗ стоит, а Лисичанский загруженный лишь частично.

Вместе с тем, несмотря на то, что Одесский НПЗ в скором времени будет введен в эксплуатацию после реконструкции, пока неизвестно, на каких условиях он будет работать. Кроме того, на Кременчугском НПЗ продолжается борьба за контрольный пакет акций, НПЗ в Дрогобыче и Надворной, ориентированные на дешевую украинскую нефть, практически не загруженные. «Разного рода меморандумы с правительством определенным образом урегулируют отношения с нефтетрейдерами, а также помогут выработать формулу цены. Однако эти мероприятия не являются рыночными. Поэтому их нужно рассматривать как временные», - подчеркнул А.Тодийчук.

Эксперт считает, что «правительство должно создать одинаковые для всех рыночные правила игры, которые бы исключали управление в «ручном режиме», а также стимулировали бы конкуренцию на нефтяном рынке». «Треба создать условия для строительства современного НПЗ, который бы работал на каспийской нефти. Это создаст условия для увеличения объемов переработки нефти в Украине, а также ускорит реконструкцию всех других НПЗ. В настоящее время владельцы заводов пытаются сдержать переход к высококачественному топливу, - стандартов Евро-3 и Евро-4, - поскольку работают на устаревших технологиях», - сказал А.Тодийчук.

Вместе с тем, эксперт считает, что «повышение цен на бензин некоторым образом стимулировало невозмещение государством НДС владельцам украинских НПЗ. «Владельцы НПЗ перекладывают потери НДС на потребителей топлива за счет повышения его цены», - утверждает А.Тодийчук.

Напомним, с 11 по 18 марта рост цен на бензин в целом по Украине ускорился. В частности, рост цен на низкооктановый бензин марки А-76/80 за исследуемый период составил 33 коп. Соответственно цены на данную марку бензина повысились с 4,98 грн./литр до 5,31 грн./литр. Цены на бензин марки А-92 возросли с 5,17 грн./литр до 5,56 грн./литр (рост +39 коп.). Взлетели цены и на самую популярную марку - высокооктановый бензин А-95, с 5,43 грн./литр до 5,78 грн./литр. Таким образом рост цен на высокооктан по итогам указанного периода составил 35 коп. Ценовые параметры на дизельное топливо (ДТ) также оказались неутешительными для автомобилистов. Соответственно цены повысились с 5,43 грн./литр до 5,78 грн./литр (рост +35 коп.).

Источник: ЛІГАБізнесІнформ




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua