Крупнейшие мировые судоходные компании подозревают в ценовом сговоре

Регуляторы США и Евросоюза начали изучение деятельности крупнейших мировых судоходных компаний, контролирующих контейнерные линии, на предмет ценового сговора. Поводом для проверки, как отмечает американская печать, послужили высокие цены на контейнерные перевозки, которые превысили докризисный уровень, несмотря на увеличение количества грузовых судов.

Чиновники Европы и Америки утверждают, что судоходные компании, занимающиеся контейнерными перевозками, решили нажиться на оживлении мировой торговли в начале 2010. К настоящему моменту средние расценки на трансокеанскую транспортировку контейнеров превысили докризисный уровень. Так, по данным судоходной компании Drewery Shipping Consultants, в марте стоимость перевозки одного 40-футового контейнера из Китая в США составляла $2716, что на 74% превысило уровень годичной давности. При этом на маршрутах между Европой и США перевозчики увеличили свои расценки в 3,6 раза.

Небывалый скачок цен вызвал интерес антимонопольных органов Америки и Европы к крупнейшим судоходным компаниям. Регуляторы предположили наличие сговора среди крупнейших участников рынка, включая Moller-Maersk AS и CMA-CGM. Чиновники установили несоответствие между выросшим накануне кризиса количеством судов и нынешними небывало высокими ценами перевозчиков: по их мнению, растущее предложение услуг не должно привести к росту тарифов.

Контейнерные линии сильно пострадали от мирового кризиса, причем 2009 был худшим за всю историю существования этого вида морских перевозок. По оценкам Drewry Shipping Consultants, отрасль потеряла $20 млрд. На доходах морских линий сказалось падение спроса на услуги, ведь сокращение мировой торговли составило 10%, что вызвало падение расценок на услуги. Чтобы не вылететь в трубу во время кризиса, компании-перевозчики законсервировали часть судов и снизили скорость движения оставшихся контейнеровозов в целях экономии топлива. Таким образом, они сократили предложение услуг на рынке, что и сыграло на руку при восстановлении спроса в начале 2010. Учитывая выросший спрос, практически ничто не мешало им повысить цены, так как тарифы на морские перевозки никем не регулируются.

Сами перевозчики отрицают наличие каких-либо «договорных тарифов» и согласованных действий по сокращению тоннажа. Об этом, в частности, заявил Жан-Филипп Тено, вице-президент компании CMA-CGM. Оправдывают их и аналитики: «Восстановление рынка произошло слишком быстро, и компании не успели к этому приспособиться», - сказал специалист Drewry Shipping Consultants Филипп Дамас.

Гендиректор отраслевого агентства InfraNews Алексей Безбородов считает наличие сговора на данном рынке маловероятным. «На рынке контейнерных перевозок высокая конкуренция, тарифы на перевозку согласовываются между перевозчиком и клиентом. Если вы предложите высокую цену, никто не захочет пользоваться вашими услугами и клиент уйдет к другому перевозчику», - сказал он.

Источник: РБК daily




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua