Как сгладить конфликт «Черноморска» с Hutchison Ports - мнение

Накалившуюся ситуацию вокруг аренды государственного порта «Черноморск» может сгладить введение профсоюзов порта в состав наблюдательного совета предприятия. Такой подход является общепринятой практикой развитых стран, считает эксперт Всеволод Степанюк. Об этом сообщает портал Дело.

«Если смотреть на европейский опыт, то там в законодательстве прописано, что в наблюдательном совете должны присутствовать профсоюзы. И там у них чуть ли не блокирующий голос на принятие решений. У нас, к сожалению, всего этого нет. То есть дело не в аренде, а в том, что профсоюзы должны иметь голос на предприятии и не важно на каком — украинском, иностранном, государственном... В Европе это стандарт. Это не норма концессии или аренды. Это норма управления предприятием», - заявил Степанюк.

По его мнению, в Украине профсоюзы не просто так априори занимают позицию неприятия арендатора или концессионера: вся история украинской приватизации или концессии — это примеры невыполнения социальных обязательств.

«Мы видим по опыту «Криворожстали» (сейчас «АрселорМиттал Кривой Рог»). Там был прописан запрет увольнения работников, но это не помогло. Все равно они с выплатами небольших компенсаций многих уволили. Поэтому, естественно, что профсоюзы будут против таких подходов», - привел пример эксперт.

Также эксперты отмечают и тот момент, что Мининфраструктуры не следовало публично гарантировать портовикам сохранения всех рабочих мест, если в документах Фонда госимущества Украины указана гарантия для 250 человек из тысячного коллектива. По мнению кандидата политических наук Алексея Якубина, разные данные Минифраструктуры и ФГИ говорят не только о несогласованности между госорганами, но и о борьбе между ними.

Эксперт порекомендовал портовикам «Черноморска» не верить в заявления чиновников, а выбивать для себя четкие юридические гарантии.

Эксперты отмечают, что введение профсоюза в наблюдательный совет госпредприятия минимизирует риски по «социалке». В случае с «Черноморском», прописанные в договоре аренды соцгарантии будут полностью выполнены, если профсоюз порта будет контролировать ситуацию в наблюдательном совете предприятия. Для «Черноморска» это особенно актуально, поскольку арендатор Hutchison Ports зарекомендовал себя в мире как жесткий по отношению к портовикам. То, как компания увольняла работников, неоднократно вызывало волну протестов.

Напомним, Мининфраструктуры выступило за передачу в аренду ключевых мощностей госпорта «Черноморск» китайскому контейнерному оператору Hutchison Ports. Речь идет о 43 га тыловой территории порта, а также о причалах №1 - 6. Профсоюзы «Черноморска» выступили против такого сотрудничества, поскольку предварительный договор аренды не предполагал никаких социальных обязательств арендатора. После акции протеста портовиков в Одессе МИУ пообещало сохранить людям все рабочие места. Однако в официальных документах, опубликованных позже ФГИУ, гарантируется работа для 25% трудового коллектива.

Источник: Дело




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua