По прогнозам специализированных проектных институтов, к 2015 г. через порты Северо-Западного региона ожидается увеличение внешнеторговых перевозок до 205,2 млн. т (в 2007 г. перевезено 85,9 млн. т внешнеторговых грузов). Как сообщает Департамент корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», в развитие портов Северо-Западного региона до 2015 г. необходимо инвестировать около 360 млрд. руб. (около $15 млрд.)
Ускорение роста и коренная модернизация экономики России, процессы глобализации на мировом рынке ставят перед ОАО «РЖД» задачу опережающего развития мощностей для экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов.
Эффективное решение этой задачи возможно только при тесном сотрудничестве разных видов транспорта и, особенно, железных дорог и судоходных компаний. Порты в этой транспортной цепочке являются связующим звеном, определяющим для грузовладельцев эффективность и привлекательность всей интермодальной транспортной схемы.
Для удовлетворения растущего спроса на грузоперевозки по железной дороге в развитие морских портов Северо-Запада (порты Балтики, Белого и Баренцева морей) до 2015 года необходимы инвестиции в размере около 360 млрд. рублей (26 % от объема инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры всех портов РФ).
Безусловно, решить такую крупномасштабную задачу собственными силами и за счет внутренних источников компания «РЖД» не сможет.
Для реализации комплексных проектов требуется как государственная поддержка, так и привлечение средств заинтересованных грузоотправителей, владельцев портов и других частных инвесторов.
Справка
Основные порты в Северо-Западном регионе:
- морской порт Санкт-Петербург, который в перспективе будет специализироваться под перевалку контейнеров;
- морской торговый порт Мурманск с перспективной специализацией по перевалке угля и наливных грузов на западном берегу Кольского залива (портовый район Лавна);
- строящийся морской торговый порт Усть-Луга. В ближайшей перспективе инвесторами-застройщиками порта планируется ввод в эксплуатацию ряда морских терминалов различного профиля. Суммарный грузооборот морского торгового порта Усть-Луга к 2015 году может составить более 60 млн. тонн (или почти 30% от общего объема перевалки грузов портами Северо-Западного региона).
Увеличение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом через порты Архангельск, Высоцк, Приморск и Калининград возможно главным образом за счет наливных грузов.
Источник: РЖД партнер