На початку листопада зростання цін на скраплений газ відбулося на всіх напрямках постачань. Зарубіжні трейдери мають обмежені обсяги неросійського ресурсу для українського ринку. Водночас імпортери скуті логістичними проблемами і не в змозі оперативно вивозити придбаний ресурс.
Вартість автомобільних партій на східних польських терміналах зросла на $3 - 21/т, до $795 - 865/т, з урахуванням транспорту до українського кордону. На балтійських базисах пропан-бутанова суміш пропонується за $773 - 838/т, це на $5 - 20/т дорожче порівняно з минулим тижнем.
Польські постачальники підвищують ціни через здорожчання партій продукту, який надходить на їхні термінали. Втім, на руку трейдерам також грає ситуація, яка вже понад місяць спостерігається на українсько-польському кордоні. Черги на КПП висушують ринок, що сприяє зростанню гуртових цін в Україні. «Польські компанії бачать, що відбувається на нашому ринку. Тож немає нічого дивного в тому, що ціни пропозицій зростають», - каже один з імпортерів.
Учасники ринку побоюються, що наступного тижня ситуація з перетином кордону погіршиться у зв’язку з анонсованим польськими перевізниками страйком. «Газ і зараз просочується на наш ринок по краплині через черги, а тут ще й якийсь страйк», - обурюється невеликий трейдер з Києва. Учасники ринку сподіваються, що слова польських перевізників розійдуться з ділом суттєвих перепон у виїзді за кордон не виникне.
Деякі імпортери налаштовані не так оптимістично, тому шукають ресурс, який можна доставити, оминаючи польський кордон. Компанії вивчають пропозиції від сербських і угорських постачальників. Ціни на сербських терміналах складають $670 - 700/т FCA, тоді як в угорській Сазхаломбаті газ пропонували за $770/т. Утім, імпортери зазначають, що з цього напрямку везти газ виходить дорого. «Якщо купувати продукт у Сербії, то його доведеться везти територією Угорщини, де багато платних доріг. Проїзд нашим маршрутом коштував десь €200. Але ж, звісно, ці витрати перевізник перекладає на трейдера», - ділиться досвідом невеликий український імпортер.
Залізничні партії ресурсу з Польщі й Угорщини пропонуються за $810 - 860/т, це на $10/т дорожче, ніж наприкінці жовтня. Минулого тижня компанії розмитнювали обсяги, що надійшли з цих напрямків, за $695 - 800/т. Учасники ринку повідомляють про високу завантаженість залізничних переходів. «Займаємося укладеними раніше контрактами. Вагони повільно їдуть з Польщі й повільно подаються з України», - каже польський трейдер. Залізничні партії пропану в балтійських портах Польщі, як і минулого тижня, пропонуються за $740 - 780/т. З урахуванням транспорту до українського кордону морський газ коштуватиме $850 880/т DAP Ягодин/Ізов.
На південному напрямку ціни також зростають. У Румунії спостерігається дефіцит скрапленого газу, тому він дорожчає, попри незначне зменшення прайсу Sonatrach у листопаді. Цього тижня автомобільні партії газу з терміналу в Галаці продавалися за $790/т, але нові партії продаватимуть за $795 - 815/т. Пропозицій у Плоєшті й Негоєшті наразі немає.
Джерело: EnKorr
Очереди на польской границе вынуждают импортеров искать газ по другим направлениям
В начале ноября рост цен на сжиженный газ произошел по всем направлениям поставок. Зарубежные трейдеры имеют ограниченный объем нероссийского ресурса для украинского рынка. В то же время импортеры скованы логистическими проблемами и не в состоянии оперативно вывозить приобретенный ресурс.
Стоимость автомобильных партий на восточных польских терминалах выросла на $3 - 21/т, до $795 - 865/т, с учетом транспорта к украинской границе. На балтийских базисах пропан-бутановая смесь предлагается за $773 - 838/т, это на $5 - 20/т дороже по сравнению с прошлой неделей.
Польские поставщики повышают цены из-за удорожания партий поступающего на их терминалы продукта. Впрочем, на руку трейдерам также играет ситуация, которая уже больше месяца наблюдается на украинско-польской границе. Очереди на КПП высушивают рынок, что способствует росту оптовых цен в Украине. Польские компании видят, что происходит на нашем рынке. Так что нет ничего удивительного в том, что цены предложений растут», - говорит один из импортеров.
Участники рынка опасаются, что на следующей неделе ситуация с пересечением границы ухудшится в связи с анонсированной польскими перевозчиками забастовкой. «Газ и сейчас проникает на наш рынок по капле через очереди, а тут еще и какая-то забастовка», – возмущается небольшой трейдер из Киева. Участники рынка надеются, что слова польских перевозчиков разойдутся с существенными препятствиями в выезде за границу не возникнет.
Некоторые импортеры настроены не столь оптимистично, поэтому ищут ресурс, который можно доставить, обходя польскую границу. Компании изучают предложения от сербских и венгерских поставщиков. Цены на сербских терминалах составляют $670-700/т FCA, тогда как в венгерской Сазхаломбате газ предлагали за $770/т. Впрочем, импортеры отмечают, что по этому направлению везти газ выходит дорого. «Если покупать продукт у Сербии, то его придется везти по территории Венгрии, где много платных дорог. Проезд по нашему маршруту стоил где-то €200. Но ведь, конечно, эти расходы перевозчик переводит на трейдера», - делится опытом небольшой украинский импортер.
Железнодорожные партии ресурса из Польши и Венгрии предлагаются за $810-860/т, это на $10/т дороже, чем в конце октября. На прошлой неделе компании растаможивали поступившие по этим направлениям объемы за $695 - 800/т. Участники рынка сообщают о высокой загруженности железнодорожных переходов. «Занимаемся заключенными ранее контрактами. Вагоны медленно едут из Польши и медленно подаются из Украины», – говорит польский трейдер. Железнодорожные партии пропана в балтийских портах Польши, как и на прошлой неделе, предлагаются за $740 – 780/т. С учетом транспорта к украинской границе морской газ обойдется в $850 880/т DAP Ягодин/Изов.
На южном направлении цены тоже растут. В Румынии наблюдается дефицит сжиженного газа, поэтому он дорожает несмотря на незначительное уменьшение прайса Sonatrach в ноябре. На этой неделе автомобильные партии газа из терминала в Галаке продавались за $790/т, но новые партии будут продавать за $795-815/т. Предложений в Плоеште и Негоеште пока нет.
Источник: EnKorr