Частка імпорту LPG з балтійських терміналів зросла до 40%

Балтійські й польські трейдери, які продають дешевий газ російського походження, продовжують опановувати український ринок, виштовхуючи інших постачальників. За дванадцять днів березня українські компанії розмитнили 23 тис. т СВГ. Приблизно 16 тис. т продукту з цього обсягу, за оцінками enkorr, мали російське походження.

У першій половині березня понад 90% обсягів постачань газу здійснювалося лише з трьох країн: Польщі, Латвії й Литви. Продажі з інших країн стають невигідними на тлі низького попиту в Україні. Зворотною стороною зменшення джерел постачань є скорочення використання залізничних цистерн у перевезеннях. З початку року частка імпорту СВГ залізничним транспортом зменшилася з 40% до 25%.

«Постачання залізницею є економічно ефективнішим способом постачання порівняно з автотраспортом винятково при дотриманні двох умов: великої відстані постачання і великого обсягу партії. Оскільки зараз 80% обсягу постачання - це ресурс російського походження, який їде з близьких базисів (кордон РБ і Польщі) або з країн Балтії (з необхідністю зміни залізничної колії з 1520/1435/1520), то і потреби в постачаннях залізницею немає. Більш того, в центральних і східних областях ціна на скраплений газ є такою ж, як і на заході країни, бо українські виробники намагаються конкурувати з російським продуктом, тому постачання в ці регіони залізничним транспортом теж недоцільні. Отже, всі власники рухомого складу зараз несуть шалені збитки, їхні послуги непотрібні, й це системна проблема», - каже керівник групи GT Владислав Колодяжний.

У першій половині березня кількість угод на постачання залізничних партій СВГ в Україну значно скоротилося. За даними enkorr, продукт казахстанського й американського виробництва продавався за $770 - 810/т на умовах DAP Ізов. Цінові пропозиції газу зі Швеції й Нідерландів, який польські компанії закуповують за довгостроковими контрактами, на українському кордоні складають $950 - 970/т DAP Ізов.

«Пропозиції залишаються високими попри зниження котирувань пропану у північно-західній Європі: з початку березня котирування пропану CIF ARA обвалилися на $150, до $484. «У нас обмежені обсяги пропану, тому ми поки що тримаємо ціни», - каже польський трейдер, який возить газ із Гданська.

Ціни на автомобільні партії газу з польських і балтійських терміналів цього тижня майже не змінилися, проте за окремими угодами було здорожчання у межах $20. За даними еnkorr, угоди укладалися в діапазоні $630 - 710/т. «Компанії намагаються піднімати ціни, але через низький попит з боку України це вдається далеко не всім», - каже постачальник газу з Польщі. Втім, подальші спроби підняти ціни можуть припинитися, вважають учасники ринку, вказуючи на падіння котирувань у регіоні ARA. Ціни на білорусько - польському кордоні вже відреагували, ПБТ на умовах DAF Брест здешевшав на $5, до $450 - 455/т.

На південному напрямку активність українських покупців газу залишається низькою через високі ціни, які пропонують румунські компанії. У середині березня рівень пропозицій на автомобільні партії ПБТ з терміналу у Галаці не змінився й складає $770 - 780/т, але з початку місяця звідти було продано лише одну автоцистерну продукту.

Джерело: EnKorr

 

Доля импорта LPG из балтийских терминалов выросла до 40%

Балтийские и польские трейдеры, продающие дешевый газ российскому происхождению, продолжают овладевать украинским рынком, выталкивая других поставщиков. За двенадцать дней марта украинские компании растаможили 23 тыс. т СВГ. Приблизительно 16 тыс. т продукта из этого объема, по оценкам enkorr, имели российское происхождение.

В первой половине марта более 90% объемов поставок газа осуществлялось только из трех стран: Польши, Латвии и Литвы. Продажи других стран становятся невыгодными на фоне низкого спроса в Украине. Обратной стороной уменьшения источников поставок является сокращение использования железнодорожных цистерн в перевозках. С начала года доля импорта СУГ железнодорожным транспортом снизилась с 40% до 25%.

«Снабжение по железной дороге является более экономически эффективным способом поставки по сравнению с автотраспортом исключительно при соблюдении двух условий: большого расстояния поставки и большого объема партии. Поскольку сейчас 80% объема поставок - это ресурс российского происхождения, который едет из близких базисов (граница РБ и Польши) или из стран Балтии (с необходимостью смены железнодорожного пути с 1520/1435/1520), то и потребности в поставках по железной дороге нет. Более того, в центральных и восточных областях цена на сжиженный газ такая же, как и на западе страны, потому что украинские производители пытаются конкурировать с российским продуктом, поэтому поставки в эти регионы железнодорожным транспортом тоже нецелесообразны. Итак, все владельцы подвижного состава сейчас несут безумные убытки, их услуги не нужны, и это системная проблема», - говорит руководитель группы GT Владислав Колодяжный.

В первой половине марта количество соглашений на поставку железнодорожных партий СВГ в Украину значительно сократилось. По данным enkorr, продукт казахстанского и американского производства продавался за $770 - 810/т на условиях DAP Изов. Ценовые предложения газа из Швеции и Нидерландов, закупаемые польскими компаниями по долгосрочным контрактам, на украинской границе составляют $950 - 970/т DAP Изов.

«Предложения остаются высокими, несмотря на снижение котировок пропана в северо-западной Европе: с начала марта котировки пропана CIF ARA обвалились на $150, до $484. «У нас ограниченные объемы пропана, поэтому мы пока держим цены», - говорит польский трейдер, возящий газ из Гданьска.

Цены на автомобильные партии газа из польских и балтийских терминалов на этой неделе почти не изменились, однако по отдельным соглашениям было подорожание около $20. По данным enkorr, сделки заключались в диапазоне $630 - 710/т. «Компании пытаются поднимать цены, но из-за низкого спроса со стороны Украины это удается далеко не всем», - говорит поставщик газа из Польши. Однако дальнейшие попытки поднять цены могут прекратиться, считают участники рынка, указывая на падение котировок в регионе ARA. Цены на белорусско-польской границе уже отреагировали, ПБТ на условиях DAF Брест подешевел на $5, до $450 - 455/т.

На южном направлении активность украинских покупателей газа остается низкой из-за высоких цен, предлагаемых румынскими компаниями. В середине марта уровень предложений на автомобильные партии ПБТ по терминалу в Галаке не изменился и составляет $770 - 780/т, но с начала месяца оттуда была продана только одна автоцистерна продукта.

Источник: EnKorr




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua