Атака ХАМАС на Ізраїль, яка почалася вранці в суботу й переросла в повномасштабну війну, поки що мала обмежений вплив на комерційне судноплавство, але подальша ескалація ризикує перекинути конфлікт на морську територію.
Згідно з даними Lloyd’s List Intelligence, в суботу, 7 жовтня ізраїльські порти зафіксували 11 прибуттів та 7 відходів вантажних суден. За день до цього порти обслужили 30 суден.
«Але з вересня було кілька випадків, коли вхідні та вихідні рейси впали до таких же рівнів, як 7 жовтня, тому це не рідкість», - зазначають у Lloyd’s.
Контейнерні перевезення до Ізраїлю на початку поточного тижня продовжуються, крім того ізраїльська контейнерна компанія Zim заявила, що допоможе людям і територіям, які постраждали, «на знак солідарності з народом Ізраїлю».
«Ми постійно оцінюємо поточну ситуацію, щоб допомогти і підтримати наших співробітників і громади в міру наших можливостей. Безпека наших співробітників і держави Ізраїль є нашим головним пріоритетом. Zim підтримуватиме державу Ізраїль у цей важкий час, і його першочерговим завданням буде виділення необхідних ресурсів для допомоги Ізраїлю в цій важкій і важкій ситуації», - заявив виконавчий директор Zim Елі Глікман в дописі у соціальних мережах.
Аналітик зі стамбульської геополітичної консалтингової компанії Bosphorus Observer Йорук Ішик назвав вплив на судноплавство в Ізраїлі мінімальним. «Можуть бути певні проблеми з працездатністю, наприклад, люди не з’являються на роботу. Можливо, буде затримка, але тоді рух відновиться», - сказав він.
Водночас, не виключається, що із розвитком ситуації через насильство ізраїльський бізнес припинить комерційні доставки.
«Цей конфлікт триватиме деякий час, і ракетні обстріли можуть стримати подальші заходи в порти», - зазначає керівник консультативного відділу EOS Risk Group Мартін Келлі.
Загалом вісім суден вийшли з якірної стоянки, щоб відійти далі від узбережжя Ізраїлю після початку атаки ХАМАС. Три з цих суден відтоді повернулися в порти, інші п’ять залишаються в очікуванні біля ізраїльських портів і не вказують на зміну пункту призначення.
Список Lloyd’s включає два судна - контейнеровоз Paris Express і ro-ro пором Eurocargo Salerno - перенаправлені на захід у Хайфу, а не в Ашдод, який розташований поблизу Гази. Інше судно, яке чекало на якірній стоянці в Хайфі, почало підроблювати пункт призначення, вказуючи, що воно перебуває поблизу турецького порту Іскендерун.
Деякі аналітики безпеки стурбовані можливою відповіддю Ізраїлю та наслідками помсти. «Занепокоєння викликає загострення ситуації. Якщо це правда, що Іран був залучений, то Ізраїль, швидше за все, відповість якимось чином, і це може мати наслідки в інших країнах, наприклад, у Ормузькій протоці. Цілком можливо, що з’явиться сценарій «око за око», і якщо це станеться, то це може дуже швидко загостритися», - зазначив заступник директора Control Risks Кормак Мак Гаррі.
На думку виконавчого директора Sea-Intelligence Алана Мерфі, ізраїльський конфлікт може спричинити нестабільність на всьому Близькому Сході, вплинувши на регіон, який в іншому випадку є швидко зростаючим. Така країна, як Саудівська Аравія, буде під тиском у зв’язку з поточними мирними переговорами з Ізраїлем, і можлива напруженість між Іраном та Ізраїлем та/або Саудівською Аравією може дестабілізувати весь регіон із довгостроковими наслідками, вважає він.
За інформацією на 9 жовтня, порт Ашдод працював у режимі «надзвичайної ситуації»; порт Хайфа, включаючи Порт Затоки та порт Кішон, що входить до Israel Shipyards, працював у звичайному режимі; порт Хадера, яким в основному користуються суховантажі, працював у звичайному режимі; порт Ашкелон (що використовується в основному танкерами) не працював. Військово-морський флот Ізраїлю контролює все морське сполучення у всіх районах навколо та поблизу портів Ашдод та Ашкелон.
Джерело: Порти України
Боевые действия в секторе Газа минимально повлияли на коммерческое судоходство - Lloyd’s
Атака ХАМАС на Израиль, которая началась утром в субботу и переросла в полномасштабную войну, пока оказала ограниченное влияние на коммерческое судоходство, но дальнейшая эскалация рискует перебросить конфликт на морскую территорию.
Согласно данным Lloyd's List Intelligence, в субботу 7 октября израильские порты зафиксировали 11 прибытий и 7 отходов грузовых судов. Днем ранее порты обслужили 30 судов.
«Но с сентября было несколько случаев, когда входящие и исходящие рейсы упали до таких же уровней, как 7 октября, поэтому это не редкость», - отмечают в Lloyds.
Контейнерные перевозки в Израиль в начале текущей недели продолжаются, кроме того израильская контейнерная компания Zim заявила, что поможет людям и пострадавшим территориям «в знак солидарности с народом Израиля».
«Мы постоянно оцениваем текущую ситуацию, чтобы помочь и поддержать наших сотрудников и общества по мере наших возможностей. Безопасность наших сотрудников и государства Израиль - наш главный приоритет. Zim будет поддерживать государство Израиль в это тяжелое время и его первоочередной задачей будет выделение необходимых ресурсов для помощи Израилю в этой тяжелой и тяжелой ситуации», - заявил исполнительный директор Zim Эли Гликман в сообщении в социальных сетях.
Аналитик из стамбульской геополитической консалтинговой компании Bosphorus Observer Йорук Ишик назвал влияние на судоходство в Израиле минимальным. «Могут быть определенные проблемы с работоспособностью, например люди не появляются на работу. Возможно, будет задержка, но тогда движение возобновится», - сказал он.
В то же время не исключается, что с развитием ситуации из-за насилия израильский бизнес прекратит коммерческие доставки.
«Этот конфликт будет продолжаться некоторое время, и ракетные обстрелы могут сдержать дальнейшие меры в порты», - отмечает руководитель консультативного отдела EOS Risk Group Мартин Келли.
В общей сложности восемь судов вышли с якорной стоянки, чтобы отойти дальше от побережья Израиля после начала атаки ХАМАС. Три из этих судов с тех пор вернулись в порты, остальные пять остаются в ожидании у израильских портов и не указывают на изменение пункта назначения.
Список Lloyd's включает два судна - контейнеровоз Paris Express и ro-ro паром Eurocargo Salerno – перенаправлены на запад в Хайфу, а не в Ашдод, расположенный вблизи Газы. Другое судно, ожидавшее на якорной стоянке в Хайфе, начало подрабатывать пункт назначения, указывая, что оно находится вблизи турецкого порта Искендерун.
Некоторые аналитики безопасности озабочены возможным ответом Израиля и последствиями мести. «Беспокойство вызывает обострение ситуации. Если это правда, что Иран был привлечен, то Израиль, скорее всего, ответит каким-либо образом, и это может иметь последствия в других странах, например в Ормужском проливе. Вполне возможно, что появится сценарий «глаз за око», и если это произойдет, то это может очень быстро обостриться», – отметил заместитель директора Control Risks Кормак Мак Гарри.
По мнению исполнительного директора Sea-Intelligence Алана Мерфи, израильский конфликт может повлечь за собой нестабильность на всем Ближнем Востоке, повлияв на регион, который в противном случае является быстро растущим. Такая страна как Саудовская Аравия будет под давлением в связи с текущими мирными переговорами с Израилем, и возможная напряженность между Ираном и Израилем и/или Саудовской Аравией может дестабилизировать весь регион с долгосрочными последствиями, считает он.
По информации на 9 октября, порт Ашдод работал в режиме «чрезвычайной ситуации»; порт Хайфа, включая Порт Залива и порт Кишон, входящий в Israel Shipyards, работал в обычном режиме; порт Хадера, которым в основном пользуются сухогрузы, работал в обычном режиме; порт Ашкелон (используемый в основном танкерами) не работал. Военно-морской флот Израиля контролирует все морское сообщение во всех районах вокруг и вблизи портов Ашдода и Ашкелона.
Источник: Порти України