Бизнес обеспокоен подготовкой «речного» законопроекта ко второму чтению без обсуждения - ЕБА

Работающие в морской отрасли бизнесмены обеспокоены ситуацией с внесением законопроекта №1182-1-д «О внутреннем водном транспорте» на рассмотрение в Верховной раде во втором чтении без обсуждения с профильным сообществом. Об этом говорится в заявлении Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).

«Согласно расписанию заседаний Верховной Рады Украины на текущую неделю, на 4 сентября запланировано вынесение законопроекта №1182-1-д на голосование во втором чтении. Обращаем внимание, что Комитет ВРУ по вопросам транспорта неоднократно публично заявлял о том, что перед вторым чтением будет проведена встреча с профильным бизнес-сообществом с целью обсуждения наиболее острых замечаний к законопроекту. Кроме того, 21 августа президент Украины подчеркнул, что законопроект должен быть согласован со всеми сторонами и к обсуждению необходимо привлечь администрации трех областей: Одесской, Херсонской, Николаевской. Кроме того, представители бизнеса этого направления и обязательно - вице-премьер-министр - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности», - указала пресс-служба.

ЕБА обращает внимание, что на сегодняшний день текст законопроекта не согласован представителями бизнеса, более того, неизвестно - какой текст будет выноситься на голосование. Кроме того, на сегодняшний день не были проведены ни встречи на базе профильного комитета ВРУ, ни встречи с участием вице-премьер-министра по промышленности для обсуждения текста законопроекта, который выносится на второе чтение. «Открытость в этом вопросе проявляет только Министерство инфраструктуры, что приветствуется Ассоциацией, однако, к сожалению, в данном случае этого не достаточно, учитывая, что законопроект находится в профильном комитете ВР», - подчеркивается в сообщении.

Эксперты ЕБА ранее неоднократно направляли замечания, которые включали большое количество критических для инвесторов положений к законопроекту для учета соответствующих предложений во время его подготовки к рассмотрению во втором чтении. Кроме того, обращались с просьбой опубликовать сводную сравнительную таблицу законопроекта ко второму чтению и отмечали свою готовность оказать экспертную поддержку и участвовать в профильных заседаниях Комитета ВРУ по вопросам транспорта и инфраструктуры.

В Ассоциации напомнили, что наиболее острыми замечаниями к законопроекту были следующие аспекты:

- Ряд положений, направленных на зарегулированнность ведения бизнеса, а не дерегуляцию, в частности, создание Реестра объектов инфраструктуры ВВТ как скрытого разрешительного инструмента с правом запрещать деятельность речным терминалам непонятным образом; введение необходимости согласования еще одним ЦОИВ всех проектов строительства на внутренних водных путях, отвода земель и водного пространства (такое согласование также внедряется как дополнительный механизм к действующему градостроительному и земельному законодательству Украины, которое предусматривает порядок строительства и отвода земель, в том числе, для объектов транспорта и инфраструктуры) с пренебрежением предложений по диджитализации и электронному обмену данными между органами власти; другие подобные непрозрачные инициативы, закладывающие коррупционные риски.

- Финансирование внутренних водных путей за счет портовых сборов (как дополнительный источник), что не согласуется с установленным подходом по финансированию ВВП как самостоятельной подотрасли со своими расходами, доходами, планами развития, а также с Законом Украины «О морских портах Украины», поскольку портовые сборы являются целевыми и используются для развития морских, а не речных портов;

- Полностью недоработанная инициатива по созданию Государственного фонда ВВП в составе специального фонда Государственного бюджета: источники его формирования на уровне законопроекта не определены, а указаны лишь в пояснительной записке.

Поэтому, подчеркивают в ЕБА, необходимо включить эти положения в проект Закона. В частности, четко предусмотреть процент поступлений от акцизного налога с горючего, который будет отчисляться на развитие ВВП, четко определить период, с которого начнет функционировать соответствующий специальный фонд, иначе текущая редакция позволяет продолжать финансирование ВВП за счет портовых сборов без временных ограничений.

«Бизнес убежден, что Украина должна следовать к качественным и конструктивных реформ, создающим выгодные условия для ведения бизнеса, работы, привлечения инвестиций. Поэтому Европейская Бизнес Ассоциация призывает выполнить поручение президента Украины - провести указанное обсуждение до второго чтения законопроекта, запланированного на 4 сентября, и не выносить его на голосование до согласования со всеми сторонами», - подытожили в ЕБА.

Президент Украины на прошлой неделе заявил о необходимости обсуждения проекта закона «О внутреннем водном транспорте» с привлечением представителей бизнеса, работающих в этой сфере, и профильным министерством, и проведении такой встречи до конца августа. «К обсуждению должны быть привлечены администрации трех областей: Одесской, Херсонской, Николаевской. Также - представители бизнеса этого направления и обязательно вице-премьер по промышленности и отраслевой министр. Ведь этот законопроект должен быть согласован со всеми сторонами», - сказал В.Зеленский на встрече с предпринимателями морехозяйственной и судостроительной отрасли в Николаевской области 21 августа.

Верховная Рада 24 апреля 2020 г. приняла в первом чтении законопроект №1182-1-д «О внутреннем водном транспорте». Законопроектом предлагается определить правовые, экономические и организационные основы деятельности внутреннего водного транспорта. В частности, предлагается усовершенствовать нормативное основание установления и использования береговых полос водных путей, поддержки в надлежащем состоянии гидротехнических сооружений, закрепить в действующем законодательстве принцип приоритетности развития внутреннего водного транспорта.

После принятия законопроекта в первом чтении ряд бизнес ассоциаций Украины выступил с заявлениями о том, что документ необходимо основательно доработать. В частности, в Европейской бизнес ассоциации заявили, что замечания экспертов касаются финансирования внутренних водных путей за счет портовых сборов, введения дополнительного лицензирования и зарегулирования условий ведения бизнеса, а также ряда других положений, изложенных в тексте законопроекта. Свои рекомендации профильному комитету Верховной Рады предоставил также Антимонопольный комитет Украины.

Источник: Порты Украины




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua