На аэродроме Госконцерна «Антонов», 28 апреля 2010 г., новый региональный 99 местный самолет Ан-158 (рег. №UR-NTN) выполнил первый полет. В церемонии принял участие Виктор Янукович, который отметил, что «мировой рынок ждет этот самолет».
Ан-158 является удлиненной модификацией самолета Ан-148, и предназначен для замены на воздушных линиях самолетов Ан-24, Ту-134, Як-40 и Як-42. В зависимости от комплектации, Ан-158 способен осуществлять перевозку от 68 до 99 пассажиров на расстояние 2500-3100 км. Скорость полета 800-870 км/ч, максимальная высота полета 12,2 км. Самолет оснащен двигателями Д436-148 (ресурс 40 тыс. час.), ресурс самолета составляет 80 тыс.час. Каталожная стоимость нового лайнера составит $25-30 млн. Рассматриваются также варианты Ан-158, оснащенные современными зарубежными двигателями. Самолет способен взлетать с аэродромов расположенных на высоте 1,5 км над уровнем моря и приземляться на практически любые аэродромы, в т.ч. с грунтовыми ВПП.
Отличие Ан-158 от его предшественника заключаются в большей вместимости пассажиров - в зависимости от комплектации может перевозить на 15 человек больше (за счет удлинения кабины на 2,5 метра в салоне можно разместить дополнительные три ряда кресел), повышенной коммерческой загрузке, меньшем расходе топлива на пассажиро/км (ориентировочно на 9-13%) и снижении прямых эксплуатационных расходов на 12-15%.
С инженерной точки зрения в самолете изменена конструкция хвостового оперения, и для снижения расхода топлива на крыле установлены так называемые «винг-леты», специальные заканцовки, которые улучшают аэродинамические показатели машины. Например, на среднемагистральных Airbus 320 устройства позволяют экономить порядка 5-9% топлива в сравнении со стандартными лайнерами. Впрочем, судя по словам инженеров ГК «Антонов» данное техническое решение не окончательное, заканцовки установили в качестве эксперимента. Вполне возможно, что на серийных машинах их не будет. Окончательно их судьба будет решаться приблизительно через 3-4 месяца испытательных полетов. Сами испытания продлятся ориентировочно до конца текущего года. «Анотоновцы» прогнозируют, что это займет гораздо меньше времени, чем у Ан-148 за счет высокой доли унификации с базовой машиной. Таким образом, первый Ан-158 на регулярных линиях может появиться уже в начале следующего года. Причем, вполне вероятно, что это будет переделанный лайнер UR-NTC, который сейчас начал полеты в рамках сертификации. Опыт такой эксплуатации уже есть у КБ Антонова с машиной Ан-148 (рег. №UR-NTА), которую передали летом прошлого года в авиакомпанию «Аэросвит».






Программа первого полета предполагала:
- оценку управляемости самолета, проверку летно-технических характеристик и работы основных приборов и агрегатов на средних высотах;
- оценку управляемости самолета, проверку летно-технических характеристик и работы основных приборов и агрегатов на эшелоне 8600 метров;
- подбор конфигурации работы двигателей для посадки воздушного судна. Полет прошел успешно без замечаний.

По словам директора серийного завода «Антонов» (подразделение Госконцерна «Антонов», ранее завод «Авиант») Николая Погребельного, в текущем году завод выпустит 4 машины Ан-148 и запустит серийное производство Ан-158 (в Воронеже в текущем году планируется выпустить 9 Ан-148). В следующем году объемы производства вырастут до 8 самолетов в Киеве (ориентировочно 2-3 Ан-158 и 5-6 Ан-148, возможно одна из машин будет сделана в модификации Ан-148 VIP для президента Украины) и 18 в Воронеже (из этого количества как минимум 2 машины будут Ан-148 VIP для администрации президента РФ). В дальнейшем Киев выйдет на выпуск 12 машин в год, Воронеж планирует собирать от 24 до 36 в год.
Для реализации таких амбициозных планов руководство ГК «Антонов» рассчитывает на получение помощи со стороны государства в размере как минимум $300 млн.
tbu.com.ua