Кабинет Министров Украины предлагает ввести пошлины на легковые автомобили, поставляемые из Российской Федерации. Об этом ЛІГАБізнесІнформ сообщил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
ВААИД обратился к автоимпортерам, с просьбой проанализировать условия поставки некоторых автомобилей из РФ, учитывая риск введения на эти авто пошлины 10%. Назаренко, подчеркивает, что введение пошлин - это пока лишь намерения. Но отмена беспошлинного режима для автомобилей из РФ является одним из приоритетов.
Сейчас, между Украиной и Россией действует нулевая пошлина при поставках автомобилей. В случае отказа от экономического сотрудничества с Россией, пошлина для автомобилей произведенных в РФ составит 10%. В этом случае, российские автомобили подорожают , потеряют долю рынка, а их места займут более дешевые китайские и украинские аналоги.
«Новая пошлина, скорее всего, полностью будет включена в цену для конечного потребителя, так как постоянные повышения налогов и сборов уже истощили резерв импортеров к удержанию цены. В таком случае цены на автомобили ввозимые из России вырастут на 8%», - прогнозирует аналитик Арт Капитал, Алексей Андрейченко.
По прогнозам Олега Назаренко, существует вариант, при котором цены могут остаться на прежнем уровне. «Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект об отмене утилизационного сбора, который давал нагрузку в цене для российских автомобилей - 10%-12%. Если этот сбор отменят, а введут пошлину в размере 10%, для российских компаний, фактически, ничего не изменится», - прогнозирует глава ВААИД.
Если же утилизационный сбор не отменят, пострадает, в первую очередь АвтоВАЗ. «Лады» с учетом 10-процентной наценки, не смогут конкурировать с бюджетными моделями украинского и китайского производства, с которыми сейчас находятся в одном ценовом диапазоне. На самом АвтоВАЗе, корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ сообщили, что пока не комментируем своих планов по экспорту и ценовой политике в Украине.
В последние годы, на украинском рынке дела у компании идут по нисходящей.Так, в 2013 году, АвтоВАЗ сократил долю на украинском рынке почти вдвое, продажи просели на 52%. За прошлый год было продано всего 8200 автомобилей.
Пострадает не только производители «Лад», «Волг» и «Нивы». Сегодня из России в Украину поставляются ряд моделей Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Accent, Kia Rio, Peugeot 408, Renault Duster. «Импортировать Polo (собирают в Калуге - ред.) станет просто невыгодно, - говорит Сергей Носенко, представляющий Volkswagen в Украине. - Мы не исключаем, что придется отказываться от поставок этой модели из России и переориентироваться на поставки из Европы». Рено Украина уже приняла решение импортировать кроссовер Duster со своего румынского завода. Представители импортера Kia, компании Фалькон-Авто (входит в корпорацию УкраАвто), от комментариев отказались.
«После подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, импортировать автомобили с европейских заводов будет выгоднее, так как документ предусматривает режим либерализации пошлин, - объясняет Олег Назаренко. - То есть, ежегодно пошлина будет снижаться на 1%, на протяжении 10 лет».
По данным Арт Капитал, всего в 2013 году Россия импортировала в Украину 22,2 тыс. автомобилей (около 10% от объема рынка, - ред), что на 41% меньше, чем в 2012 году. Продажи украинских автомобилей в России провалились еще больше - на 82%.
Свою продукцию на российский рынок поставляет корпорация Богдан и ЗАЗ (входит в структуру корпорации УкрАвто). В общем объеме украинского автопроизводства, доля экспорта в Россию составляет около 39%. Этот импорт под угрозой.
В октябре 2013 года, накануне подписания соглашения об ассоциации с ЕС, президент РФ уже грозил отменить льготные условия поставок для украинской продукции. Сейчас этот вопрос в России снова могут поднять. «Надо понимать, что Россия тут же зеркально отменит нулевые пошлины, только в России ввозная пошлина на импортные автомобили составляет 25%, а не 10%, как в Украине», - прогнозирует Андрейченко.
В таком случае, импорт легковых автомобилей из России может упасть еще на 30%, а для украинских производителей, российский рынок будет фактически закрыт. «Ввозная пошлина в 25%, это практически непроходимый барьер в бюджетном сегменте, на который приходятся все экспортируемые Украиной автомобили», - говорит эксперт.
Кроме того у ЗАЗа и Богдана, могут возникнуть сложности с подписанием контрактов по сборке зарубежных автомобилей на своих мощностях. «Возможность экспорта автомобилей на большой российский рынок - это также значительный бонус, для зарубежных партнеров, которые рассматривают возможность запуска в Украине своих моделей. Так например JAC планировал довести долю украинских деталей до 51% в производстве на базе Богдан Моторс, чтобы их можно было экспортировать в Россию», - говорит Андрейченко
В результате торговой войны между Украиной и Россией выиграют поставщики автомобилей из других регионов, Кореи, Японии, США и Европы, которые смогут снижать цены, пропорционально либерализации ставок пошлины, после подписания экономической части ассоциации с Евросоюзом.
Денис Кацило
08.04.2014 г.