Запрет временный, но эффективный

ОАО «РЖД» с 25 декабря 2013 г. ввело запрет на погрузку вагонов стран СНГ и Балтии. По прогнозам экспертов, такая мера позволит компании сэкономить до 4 млрд. рублей в год. Однако существуют опасения, что железнодорожные администрации соседних государств могут ответить аналогичными ограничениями. Какого эффекта ожидать?

Напомним, что в телеграмме, направленной компанией во все свои филиалы, говорится о введении ограничения на погрузку «в целях минимизации платежей за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка принадлежности стран СНГ и Балтии и их рационального использования». При этом действие документа не распространяется на арендованные вагоны стран СНГ и Балтии, курсирующие в соответствии с телеграфными указаниями ОАО «РЖД», а также следующие целевым назначением в качестве согласованной вагонной помощи. По словам представителей ОАО «РЖД», это временная мера, связанная с профицитом подвижного состава на российской сети.

«До начала активной фазы реформы железнодорожного транспорта начисленные платежи у РЖД за пользование вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям СНГ и стран Балтии, составляли около 6 млрд. рублей. В настоящее время они составляют, по экспертной оценке, около 3-4 млрд. рублей», - отмечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук. Напомним, ранее начисленные платежи урегулировались взаимозачетами за пользование вагонами РЖД на территории стран СНГ, а также возмещением оплаты ремонтов вагонов администраций, проводимых в РФ.

«В настоящее время инвентарных вагонов у РЖД практически нет, а вагоноремонт - это бизнес пока дочерних предприятий. В результате что поставить к зачету - это для РЖД отдельная задача», - говорит В. Савчук.

По его словам, объем перевозок в вагонах железнодорожных администраций составил около 42-43 млн. т за 2013 год, то есть около 2% от всей погрузки, или 1,2% от грузооборота. «За счет сокращения инвентарного парка администраций, а также снижения цен на предоставление вагонов частных операторов потребность в инвентарном парке администраций на территории России снижается», - добавил он.

Председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова также считает, что привлекать погрузочный ресурс из соседних государств сегодня не нужно. Однако опасение вызывает тот факт, что запрет коснется и приватного парка. И это может стать причиной обострения протекционизма, поскольку телеграмма ОАО «РЖД», по ее мнению, представляет собой ответ соседним государствам - Казахстану и Украине, которые ранее вводили аналогичные конвенции на погрузку в вагоны российских собственников.

Напомним, в прошлом году российские операторы испытывали сложности при работе в Казахстане: им был разрешен только транзитный въезд на территорию государства без обратной погрузки. По мнению директора по операционной работе группы компаний «Глобал Логистик» Максима Трушина, такая мера была введена с целью поддержания национальных перевозчиков в условиях профицита подвижного состава в стране. Как отмечает директор ООО «Транком-Сервис» Андрей Тайгин, его компания столкнулась с данной проблемой: груженые вагоны не могли уехать в Россию. По его словам, подобные ограничения не несут положительного эффекта для администраций, а только создают сложности при работе с грузовладельцами, которые уже привыкли работать по отлаженной схеме с вагонами определенных собственников. В результате в связи со скоплением подвижного состава железнодорожных администраций на путях КТЖ запрет был отменен.

Что касается текущей ситуации, то администрации железных дорог СНГ и Балтии не видят в запрете никакой угрозы. Как отмечают на Белорусской железной дороге, финансовые потери от ограничения незначительны, а специалисты Эстонской железной дороги говорят, что, хотя количество порожних вагонов, безусловно, увеличится, эта мера принесет значительный положительный эффект ОАО «РЖД», потому что приведет к ускорению оборота вагонов и сокращению числа простаивающего на железных дорогах России подвижного состава.

Тем не менее, как и во время ситуации в Казахстане, данный вопрос планируется вынести на обсуждение в ЕЭК. Эксперты опасаются, что если это не будет сделано, аналогичные меры могут быть введены в странах СНГ, что может негативно сказаться на работе российских операторов.

По словам В. Савчука, от запрета могут также пострадать грузоотправители строительных грузов, черных металлов, угля и руды, но альтернативой для них может стать парк российских операторов.

Однако не стоит ожидать серьезных проблем для отрасли: объемы обратной погрузки в страны СНГ и Балтии незначительны, а запрет, как отмечают в ОАО «РЖД», введен только на период спада погрузки.

Кристина Александрова

16.01.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua